Сайт рекомендован для аудитории 16+

О сайте "Штормовая башня"      Правила      Вопросы и ответы

Fides-meus scutum или отыгрыш священника в ролевых играх

Как успешно сыграть священника, не скатившись при этом в безумного фанатика или уника, подсказывающего богам.


«О великие Боги Добра и Света! Нашлите на
моих врагов смерть через жуткие мучения!»
Партийный клирик 8 уровня

В ролевых играх популярность роли священника, по моему личному опыту, находится на втором месте после воина. Где бы не собиралась бравая группа авантюристов, в Уотердипе, в Утехе, что на Кринне, или даже в Городе Тысячи Дверей Сигиле, в ее рядах всегда можно найти лысеющего человека в рясе со символом веры на шее и священной книгой в руках. Вот о этом стереотипном образе мне и хотелось бы поговорить.

Сразу хочу сказать, что не собираюсь здесь касаться механики игры — поэтому оставлю за бортом все советы по раскидке циферок по характеристикам и оптимальной подборке молитв на уровнях. Я хочу лишь дать несколько советов, как сделать вашего персонажа, в графе «класс» которого гордо значится «Клерик» действительно ярким, цельным, логичным и оригинальным.

Вообще, прежде чем создать персонажа надо внимательно подумать, КЕМ вы собираетесь играть. Не надо витать в облаках, надо рассуждать строго и логично. Кто есть, по сути, священник? Это человек, посвятивший себя Богу. Неважно как зовут этого Бога, имеется ли у Него вообще имя, и один ли он. Здесь важен факт самого принадлежности к Высшему, просветленному.

Поэтому первый вопрос, задаваемый вами самому себе ( и ДМу, естественно) – Кто Он, мой повелитель? Кому поклоняется мой персонаж? Вы должны очень строго отнестись к этому выбору, ибо по сути вы не просто выбираете «два дополнительных домена (вспоминаем D&D), а создаете ту призму через которую будете смотреть на мир.

Дело в том, что Религия – это не только набор молитв типа «жахни-ка Тир его силой Света». Религия – это философский взгляд на мир. У каждого Бога своя «версия» происходящего, своя Библия, своя легенда о происхождения мира и своя этика разумеется. И священник, воспитанный в рамках одной религии, будет совершенно не похож на священника другой. И дело не в банальных противоположностях типа Бог Войны-Бог Мира.

Даже между похожими на первый взгляд культами может быть гораздо более глубокое отличие, чем в приведенном выше по тексту примере. И вот здесь, чтобы точно определить все тонкости мировоззрения (взгляде на мир, а не то том что подумали любители D&D), вам предписывается либо перерыть гору доп. Литературы по данному сеттингу, или расспрашивать ДМа и делать логические выводы.
Появляются десятки вопросов – и пусть на большую часть ответы находятся сами, исходя из ключевых позиций, то эти самые позиции следует строго определить. Вот они:

  • Бог. Его имена, прозвища (в том числе у других народов) отличительные черты( Гефест был хромой, Один одноглазый), символы( не только прямые ассоциации, типа Крест- Христос, но и более тонкие, вроде цветовой гаммы), сфера ответственности (за что отвечает божество, чему оно покровительствует, как Арес — войне)
  • Мнение Бога. Как Он через своих последователей объясняет происхождение мира, зарождение жизни, как с его точки зрения выглядит наш мир (Сколько слонов поддерживает землю), существуют ли другие Боги и какова их роль.
  • Этика Бога. Собственно тот свод правил поведения (не суди, и да не судим будешь, а тот кто с мечом и есть судия), норм морали (убивать- плохо, а вот убивать эльфов -благое дело) и нравственности(брак с магом – есть грех) которые определяет этот Бог. Что можно, чего нельзя, кому нельзя и что за это будет.

Все не так страшно как выглядит. Но ответы на них необходимы. Зная эти важные вещи, вы никогда не скажете слова подобные тем, что приведены в эпиграфе статьи и сможете придумать и обосновать все те мелочи и детали из которых и состоит персонаж.

Например ,если ваш персонаж Готрик покланяется Матере-Земле, то вполне логично и эффектно будет заявить ДМу что Готрик всегда ходить босиком, чтобы быть ближе к Богине, даже если ни правилами ни самим ДМом об этом не было сказано ни слова.
Или же если Готрик будет служителем Бога Смерти, он может отказаться убивать недостойного врага, «потому что это слишком большая честь для него». Побольше, побольше подобных деталей и мелких штрихов. Помните, что из них и состоит персонаж, из этих мелочей. Именно они «оживляют» вашего героя.



Помните также, что священник — есть проводник воли Божьей на земле. Не он сам творит Чудеса, а лишь является «передатчиком», через который идет божественная сила. Он воплощает те качества, которые Бог хочет видеть в своих почитателях. Соответственно он должен наиболее полно воплощать в жизнь все законы и правила, продиктованные его Покровителем.
Как учат христианские священники – «хочешь поступить правильно, поступи так, как поступил бы на твоем месте Христос». Таким же правилом, с поправкой на сеттинг должен, по идее (почему «по идее» — разберем чуть ниже) руководствоваться и ваш персонаж.

Если в этике Бога нет пункта о милосердии – то он никогда не пощадит упавшего врага. Если Бог проповедует войну и бой, вряд ли Его священник будет пытаться решить сложные вопросы переговорами и дипломатическими ухищрениями. И даже так – если в этике Бога нет пункта о воздержании и аскетизме, то почему он должен отказываться провести ночь с миловидной селянкой на постоялом дворе?

Многие начинающие игроки совершают ошибку, когда останавливаются на этом шаге в проработке роли. Разобравшись с очевидным, с «определением персонажа как класса» (то, чем мы с вами занимались выше) на этом и успокаиваются.
И в самом деле, священник то уже есть! Есть принципы, есть модель поведения…Но именно так и появляются типичные «святые отцы-шаблоны», подобно бледным теням друг друга переходящие из приключения в приключение. Следующий, и не менее важный вопрос – Кто ваш персонаж?

Не стоит забывать, что путь служения – это очень важный и ответственный выбор, к которому приходят очень не многие. Как и при каких обстоятельствах его сделал персонаж? Делал ли он его вообще сознательно, или выбор сделали за него в раннем детстве? И как вообще он пришел к такому?
В пилотном выпуске журнала вышла хорошая статья о психологии персонажа, в частности об ее зависимости от биографии (да простят мне психологи эту безграмотность) так что я не буду останавливаться подробно на этом моменте, а поясню лишь те детали, что непосредственно касаются нашей темы.

Вера не приходит из неоткуда. Истинная, глубокая Вера (а ведь только благодаря такой вере приходит Просветление, сиречь способность творить чудеса) возникает лишь в двух случаях. Первый –это планомерное воспитание в духе этой традиции, когда все религиозные устои и догматы впитываются в самом раннем возрасте, с молоком матери, и вместе с взрослением и становлением личности происходит более глубокое осмысливание и принятие законов и этики данного Божества.

Примером такого воспитания является сирота, выросший в церковном приюте и воспитанный в духе этой религии. Это что называется – Вера Разумом. Человек полностью осознает все догматы, все «тонкости» своей религии, понимает и принимает ее. Именно этим занимаются в духовных семинариях и тому подобных заведениях, да и Великий Гуру, открывающий вашему персонажу тайны мироздания на склонах горы Фудзияма – по сути тоже явление.

Второй случай – это когда к Вере человека толкает всего лишь одно событие, одно Чудо или даже случайность. Когда на него сходит внезапное озарение – и он в один миг понимает в чем Истина, в чем Правда Жизни. Как правило, это переломный момент, момент духовного кризиса и отчаяния, когда нужно обрести смысл существования.
Старая жизнь рушится и на ее обломках начинается совершенно новая. Это – Вера Сердцем, когда человек верит столь рьяно и сильно, что порой это перерастает в настоящий фанатизм. Возможно, он не сможет прочитать наизусть «Символ Веры» ил отслужить правильно заупокойную службу, но это искупается искренней любовью к Богу. У такого человека редко появляются сомнения и размышления. Хорошо это или плохо зависит от обстоятельств.

Есть еще третий случай, когда человек не верит искренне в Бога, а лишь прикрывается его именем и одеяниями клирика. И хоть этот случай очень интересен для отыгрыша , в большинстве D&D-образных миров такой вариант мало осуществим, т.к. связь между Божеством и его клиром гораздо более прочна, и священник-отступник не сможет пользоваться силами (молитвами и заклинаниями) Бога, а в случае злостного злоупотребления его вполне может постичь Кара от «непосредственного начальника».

Именно по этой причине считаю маловероятным возникновения в таких мирах органов типа Инквизиции. К тому же для этого нужна единая, основная Религия ( хотя бы в пределах одного крупного государства), да и ересь (А именно ересью занималась Инквизиция, ересью! Ведьмами и колдунами занимались мирские суды) не может возникнуть там, где священник среднего уровня вполне может задать Божеству вопрос типа о правильности своих действий ( с помощью заклинания типа Commune и ему подобных) и получить вполне внятное «Да» или «Нет».

Кстати, на заметку – в мирах подобного рода процент верующих будет приближаться к 100%. Почему? Потому что когда священник средней руки одной молитвой воскрешает умершего, все вопросы о существовании Бога и целесообразности молитв Ему сразу отпадают.
Но с другой стороны все религии подобного рода очень «материалистичны», что сказывается на «качестве» веры (легко поверить в то что веришь своими глазами. Для того чтобы поверить в то что никогда не видел и возможно не увидишь – требуется гораздо более сильная воля)

К чему все вышесказанное? А к тому что как религия оказывает большое влияние на восприятие мира, так и личность человека оказывает большое влияние на восприятие религии. За примерами далеко ходить не нужно – в христианстве, где в Заповедях совершенно четко и понятно написано «Не убий», были и та самая Инквизиция и крестовые походы и еще много не самых лицеприятных вещей.
И все это совершалось людьми, которые верили что воплощают в жизнь Божью волю. Да и на текущий момент – оглянитесь, сколько различных течений в христианстве. Хотя Бог один, Библия одна….

Да что говорить, если в пределах одного города чуть ли ни у каждого священника свой особый взгляд на данную тему. Так и ваш персонаж, руководствуясь этикой Бога, но основываясь на ее особом видении может и не быть вписанным под копирку священником, действия которого может предсказать самый захудалый гоблин.
И даже священник Бога Доброты и Ненасилия (будучи в прошлом солдатом) видя, как в деревню врывается банда разбойников, может взять в руки меч для предотвращения еще большего насилия. Или не взять, потому что именно из-за насилия он и оставил воинскую службу. Или стоять и не вмешиваться, не надеясь на свои силы, но уповая на Бога. Или закричать в ужасе и убежать, потому что так погибла его семья и т.д. Вариантов бесконечное множество.

Еще один важный момент – клирик не сам творит чудеса. Не он исцеляет раны, а лишь обращается с просьбой, с молитвой к своему покровителю, и в зависимости от Веры священнослужителя тот может ответить на его просьбу либо нет.
Именно с этим явлением, с укреплением Веры и связан с моей точки зрения рост в уровнях (эх, обещал же вроде не касаться механики…). Кроме того вряд ли Бог будет помогать ему, если клирик совершает небогоугодное дело и вряд ли Слуга Бога Правосудия даст силы ( т.е. вряд ли у его священника получится произнести результативную молитву) для убийства невиновного.

Но при отыгрыше не следует забывать что священник – это человек служащий Богу не только мыслями, но и делами. Настоящий клирик между своими товарищами и своей Верой выберет второе. Что такое дружба перед волей Божьей?
К тому же у него есть ряд обязательств перед Церковью, как перед организацией. И в большинстве своем клирики – это люди проводящие службы, читающие проповеди или служащие своей вере иными, более прямыми способами. Поэтому, продумывая предысторию своего персонажа, тщательно подумайте о мотивации. Почему он вообще странствует с этим э…. отрядом авантюристов, а не занимается другим, более богоугодными делами?

И если вы создаете персонажа на одно приключение то вполне можно обойтись и чем-то наподобие «И сказал Архиепископ – иди с этой группой недостойных, и помоги им Истинной Верой своей, во Славу Божью!», то рассчитывая на что-то более продолжительное следует придумать логичное объяснение вашего отсутствия в месте провидения служб. Таких причин, ( если не вдаваться в экзотические религии где нет храмов, и все священники странствующие), хватает, я приведу самые распространенные примеры:

  • Странствующий проповедник – человек проповедующий Законы Божьи переходя от места к месту, личным примером показывая преимущества своей Веры
  • Каратель – священник, призванный бороться с врагами Веры ( с другим культом, с магами, с чудовищами – в каждом конкретном случае свой враг). Объединяется с партией для большей эффективности
  • Наставник — клирик, являющийся духовным учителем одного из членов отряда и сопровождающий его.
  • Поддержка — когда цели партии совпадают с целями Церкви и священника придают в качестве усиления

Кроме того, стоит помнить, что не бывает безгрешных людей. Это касается и священника. У него вполне могут быть маленькие ( и не только маленькие) слабости, с которыми он борется с той или иной долей успеха. Скорее всего, они остались от его «прошлой жизни», но возможно пришли позже. Возможно он сам и не замечает своих недостатков, но любит осудить своих товарищей…Все может быть.

Все может быть. Ведь путь служения Богу – это путь самосовершенствования. Это трудная, крутая дорога вверх по склону, где отсутствие шага вперед – есть шаг назад. Дорога, где можно легко сорваться и рухнуть с высоты в бездну – и чем выше вы забрались, тем ниже упадете. Дорога, где можно остановиться на небольшом пригорке – остаться там навсегда.
Но как бы не была она опасна и трудна – она ведет наверх. И чем тяжелее испытания – тем больше награда. И те, кто дойдут до самого конца, невзирая на собственную слабость духа и плоти, встанут у Божественного Престола.
Вот что значит быть священником. Вот что значит Верить.

Автор: Morgan
Статья опубликована в журнале «Ночная Ведьма» №2, июнь 2009 г.