Сайт рекомендован для аудитории 16+

О сайте "Штормовая башня"      Правила      Вопросы и ответы

Персонаж или Герой?

Хотя эти два понятия во многом тождественны, когда речь идет о настольных ролевых играх, обозначают они совсем не одно и тоже.


«…в этом мы с тобой похожи, ибо стержнем наших игр служит дух правил, а не буква»

SergeyAngmarsky

Мой персонаж, мой герой — мы привыкли к этим фразам и по сути в ролевых играх, они являются синонимами, говорим герой — подразумеваем персонаж и наоборот. Но правильный ли это подход?

Я считаю, и в своих играх старюсь реализовывать такой вариант, чтоб понятие «персонаж» может быть использовано только в самом начале игры — при собственно создании нашего будущего протеже в игровом мире. Как только он переступает некий «порог», то есть входит в игру — о персонаже можно забыть, отныне перед нами именно он, спаситель (или угнетатель) слабых, обездоленных, спасатель мира, Герой — одним словом.

Чем же с этой точки зрения персонаж отличается от героя? Для начала, давайте пороемся как следует в литературе и подыщем описание более-менее полно отражающее сам смысл понятия «Герой». Итак, встречаются такие определения:

  • Исключительный по смелости или по своим доблестям человек
  • Главное действующее лицо древних эпических поэм и мифов, одаренное сверхчеловеческими силами
  • Лицо, привлекающее к себе общее внимание в течение известного времени
  • Выдающаяся личность как сила, направляющая исторический процесс

А что такое «персонаж»? Имеем следующее определение:

  • Действующее лицо, герой любого художественного произведения (театра, литературы, живописи, фольклора и т.д.).

Впрочем, будет справедливо добавить — от начала времен и до 19 века, «героем» здесь считался не любой персонаж, а только трагический, как правило доблестный и решительный борец за свободу и другие «вечные» ценности. А потом, как водится масс-культура всё смешала воедино и героями стали называть даже комиков и исполнителей бытовых сцен.

Ролевые игры это конечно не совсем художественные произведения и даже не театр, напротив — это попытка буквально в один вечер воплотить (причем лично!) в жизнь такие деяния, что в масштабах мировой литературы разом задвинули бы нашего «аватара» в мире игры, в один ряд с каким-нибудь мифическим Гераклом.

Разве способен на это «персонаж»? Конечно нет, под силу это только Герою, обладающему «исключительной смелостью», «сверхчеловеческой силой», «привлекающему всеобщее внимание» и даже «направляющему исторический процесс».
Это и понятно голыми руками Немейского Льва не придушишь, и даже очистить Авгиевы Конюшни — тут «серая посредственность» никак не справится.



Впрочем, правила любой ролевой игры этому только способствуют — даже только что рожденный на свет герой 1-го уровня, по сравнению с рядовыми обитателями оного мира, представляется куда «выше, быстрее, сильнее (а иногда и умнее)».

Но не только в характеристиках дело — не сила определяет подвиги Геракла, а то, как он применяет её. Сила это инструмент — героизм это суть натуры. Разве те кто совершают подвиги думают о последствиях? Хе-хе, да не думает Робин-Гуд о куче стражников и скрипучей виселице, когда пробирается в Нотингем дабы напакостить шерифу — натура у него такая, натура искателя приключений, героя!
И заметьте — всегда парень выходит сухим из воды, а почему? Нет, не потому что «дуракам везет» — это ведь трусы придумали, а потому что «боги любят смелых!». И об этом никогда нельзя забывать, особенно мастеру игры!

Вы наблюдали хоть раз такую картину — рыцарь без страха и упрека, величаво опускает забрало шлема, картинно перехватывает по удобнее копье, конь, сперва легким шагом, а затем галопом устремляется вперед, дракон даже не пышет огнем — он поражен на месте одним видом этого великолепного всадника, мчащегося во весь опор на фоне заходящего солнца… Ещё секунда и… промах! Под дружное ржание аудитории. Как так? Да я же не мог промахнутся, я черт подери уже десять лет бью этих драконов, да на меня всё королевство смотрит, почему?! И снисходительно-примеряющее «ну дык, выпало на кубике 12, а нужно 15» — в ответ.

Вот вы как хотите, а лично я, когда персонаж игрока совершает, может и глупое, может и не логичное, может и даже просто опасное дело — геройствует (или гусарствует?), спасает других, себя, или пытается урвать бриллиант побольше (совершает выдающийся Поступок, короче), в такие моменты я всегда оказываюсь на стороне игрока и (откровенно говоря) начинаю ему подыгрывать, чего советую и всем.

Не потому что, Мэлфис К. говорит — «правила это никому не нужно и дайте мне скорее что-нибудь нарушить», а потому что, как уже говорилось выше — «боги любят смелых». Потому что Дух Игры намного важнее Буквы Правил.

В качестве дополнения к статье, я решил опросить несколько первых подвернувшихся под руку людей и задать им один и тот же вопрос — «дайте определение понятию «герой»». Некоторые ответы я привожу ниже, быть может, свежий взгляд на высказанную мной выше «каноническую» идею героизма, поможет правильнее оценивать ситуацию:

SergeyAngmarsky
неординарное существо, совершившее заметное для своих современников деяниеRod-gar
победительharumi
Герой — это человек, который жертвует собой или чем-то значимым во благо других

Dim Laeda
это как в Мюнхаузене, помнишь? «Я каждый день утром встаю и иду на работу. Не скажу, что это подвиг, но что-то героическое в этом есть»

Галина Фрай
Человек, который тем или иным способом действует во благо другого человека, при этом не задумываясь о собственном благе и жизни

Лэйзи
Герой — кто с риском для себя совершит что-то хорошее во благо других

Draert
в наиболее простом случае Герой — тот, кто способен изменять сюжет

Автор: Мэлфис К.
Статья опубликована в журнале «Ночная Ведьма» №7, февраль 2010 г.