Болезни. Чума и грипп в игровой механике

Опубликовано: 20.07.2022

Болезни – вот основная причина смерти большинства солдат средневековых армий. Ни одно самое кровопролитное сражение в истории прошлого по количеству жертв не идет ни в какое сравнение с невероятным количеством смертей, с которым пришлось столкнуться враждующим армиям в относительно мирных условиях маршей и стоянок.

Да и мирным городам и общинам, эпидемии болезней подчас приносили гораздо большие опустошения, чем самые страшные нашествия вражеских полчищ.

Болезни. Чума и грипп в игровой механике

Болезнь не знает жалости, её поведение нельзя предугадать и уж конечно она может нанести безжалостный удар невзирая на чины и звания, когда и где захочет. В нашей власти использовать эту возможность как один из вероятных факторов, воздействующих на игроков и мир игры.

Здесь мы рассмотрим 12 самых опасных и губительных заболеваний, моров, поветрий и просто наказаний высших сил, которыми высшие силы в прошлом не раз наказывали население Земли, а сейчас вовсю отрываются на смертных жителях фэнтези-миров.

Как использовать болезни в настольной ролевой игре?

Играя в игру, мы неизбежно должны все упрощать – ситуации, отношения, поединки и т.п., так как любая игра это все же не полноценная симуляция, а модель событий. Болезнь – это очень серьезное ограничение возможностей для игрока и его героя. А ограничение – это то, чего не любит никто на свете.

Нужно понимать эту простую формулу.

Критически важно не пытаться использовать болезни как наказание игрокам, как способ поставить их на место – это верный путь к провалу. Также, я бы не рекомендовал делать их элементами случайности, типа: «ну ничего не поделаешь, браток, ты выбросил единицу, провалил проверку навыка и теперь чувствуешь себя больным…».



Болезнь, как бы странно это не звучало, должна быть для игрока и его персонажа, чем-то вроде осознанного риска, оставляющего выбор:

  • я иду в джунгли где свирепствует малярия, мне надо понимать, что я могу заразится и принять меры во избежание этого
  • судя по внешнему виду этого человеку – у него оспа и если я просто начну допрашивать этого парня, я могу заразиться и погибнуть
  • помощник капитана выглядит больным, похоже у него все признаки чумы – его нужно изолировать от всех, даже под угрозой бунта!

…и т.п. ситуации.

В любой случае помните – вы можете одним своим решением буквально обречь персонажа игрока на гибель или надолго выбить его из игры. Поэтому никакого произвола — всегда оставляйте запасные варианты развития событий. Пускай каждый роковой поступок, потенциально совершенный игроком будет следствием лично его решений.

Описание заболеваний и их механики не являются руководством к действию, потому что я не знаю в какую игру вы играете. Моё описание базируется на некой «типовой 1d20» механике, по типу «Лабиринты и Минотавры», где существуют проверки навыков и присутствует элемент случайности. Соответственно, если вы планируете встроить болезни описанные в этой статье в свои игры, вам нужно сперва подогнать их под свою механику, пользуясь общими изложенными рекомендациями. Но, думаю тут все просто – правила по «обработке» болезней есть в любых играх, а вам останется только дополнить это правило осложнениями, вариациями и модификаторами. Все получится!

Что ещё? Конечно то, что предлагаемые раскладки ориентированы на «простых людей», а как мы знаем – наши герои, уже по определению не простые люди. Соответственно сроки выздоровления и т.п. для игровых героев вы можете поправлять в меньшую сторону, ссылаясь на их исключительность и важную роль в мире игры.

Чума

Конечно первую строку занимает это смертельное заболевание, в прошлом выкашивающее целые города. Опасность чумы – во-первых в скоротечности, а во-вторых в исключительно быстром распространении.

Обычно болезнь распространяется спутниками человека – крысами, а точнее крысиными блохами. Вероятность  заражения при укусе такой блохи: 100%, у всех кто вступил в любой контакт с жертвой шанс заразиться составляет 90%, у всех кто в свою очередь вступил в контакт с ними, вероятность заражения также составит 90%.

Из всех людей, подвергшихся заражению, 5% будут носителями (переносят болезнь, но сами не болеют), у остальных симптомы проявятся в течение от 1 до 7 суток.

Фактически различают легочную форму чумы (25% случаев) и бубонную чуму (75%). Они одинаково опасны, но легочная форма более заразна и скоротечна, а бубонная хорошо заметна по вздувающимся на лимфоузлах волдырях («бубонах»).

У пострадавшего внезапно начинается озноб, лихорадка, головная боль и общая ломота в теле. Лимфатические узлы опухают, и на теле появляются открытые язвы.

Исход заболевания чумой
1d20 Результат
1-7 Смерть
8-9 Инвалидность (по правилам обычного проклятия или постоянной раны, т.е. падение одной из характеристик, вернуть которую можно только магическим способом)
10-20 Тяжело протекающее восстановление на срок 1d4+1 недель

Если жертва переживёт чуму, она получит иммунитет и в дальнейшем не заразится.

Учитывая исключительную заразность чумы, а также то, что в среднем человек сталкивается в день с минимум 20 другими людьми, а если речь идет о торговце – с десятками и сотнями людей, легко представить как быстро заболевание может распространиться по округе. Добавляет проблем тот факт, что в условиях игрового мира соответствующего условному средневековью, какого-то способа эффективно защититься от чумы (кроме бегства из опасной области) не существует.

По этой причине и был изобретен в свое время карантин (с латыни – «сорок дней») – пришедшее их потенциально опасных мест судно, прежде чем матросы сойдут на берег, должно было изолированно простоять примерно такой срок, чтобы гарантировать безопасность.

Хотя чума и переносится крысами, с большой вероятностью источником заразы для людей будут служить другие люди и, учитывая характер болезни, это будут явно не местные: те же моряки, иностранцы, солдаты и т.п.

Из-за этой особенности чума ещё и не имеет географических границ – болеть ей могут и жители северных лесов и южных пустынь.

Простуда и грипп

Ха, вот так! На самом деле две эти болячки стоят на самом первом месте и сопровождают человека с момента его появления на Земле. Мы не будем подробно останавливаться на их описании – шансы на заболевание и выздоровление вы легко найдете в сводной таблице в самом конце этой статьи.

Для того, чтобы не прослыть злым демоном среди игроков, будем считать, что в игровых терминах обе эти болезни не смертельны (не мне вам рассказывать, как бывают опасны эпидемии гриппа даже в наше время, что говорить о прошлом?).

Тем не менее, если желаете немного реализма, риск подхватить простуду при долгом зимнем переходе по северным пустошам или поймать грипп на базаре в торговом городе – штука куда более реальная, чем чума или малярия.

 Дизентерия

Некоторые современники легкомысленно относятся к этому заболеванию: ну что дескать это такое – умереть от поноса! На самом деле, диарея здесь будет только заметным фактором, а настоящая смерть придет скорее от абсцесса печени, легких или мозга, являющегося непременным спутником дизентерии. И это очень и очень не смешно.

Дизентерия, это «болезнь грязных рук»: плохая питьевая вода, антисанитария, грязь (все это довольно распространено в средневековье) – все это прекрасный способ подхватить болячку. И, это же автоматически заносит в категорию риска тех, кому постоянно приходится сталкиваться с подобными неудобствами: солдатам, путешественникам, искателям приключений.

Плохо, что шанс подхватить дизентерию у вашего героя есть вообще почти всегда и везде (см. таблицу), при этом, летом и тем более в тропиках – можно смело добавить к этому результату дополнительный модификатор 1d4 или даже 1d6, а вот зимой и осенью в «родных» условиях, можно никаких проверок не делать.

Шанс подхватить дизентерию
В «родных» для героя условиях В «чужих» для героя условиях
1 при броске 1d20 при каждом употреблении воды из ручьев, немытых овощей, не проваренной еды и т.п. 1-6 броске 1d20 при каждом употреблении воды из ручьев, немытых овощей, не проваренной еды и т.п.

Симптомы дизентерии проявляются на 1-7 день (но обычно быстро) и вы это непременно почувствуете!

Хотя скорее всего все обойдется очень плохим самочувствием и постоянной диареей (вряд ли герой сможет принимать участие в приключениях в ближайшие 1d4 недель), все-таки есть шанс осложнений и летального исхода (1 при броске 1d20, в случае успешной проверки против смерти,  но время выздоровления тогда увеличится ещё на +1d4 недели).

Существует 10% (1-2 на 1d20) шанс, что подхваченная дизентерия является амебной формой дизентерии. Это гораздо более очень опасная болезнь, которая нередко приводит к летальному исходу.

Исход заболевания амебной дизентерией
1d20 Результат
1-3 Смерть
4-6 Инвалидность (по правилам обычного проклятия или постоянной раны, т.е. падение одной из характеристик, вернуть которую можно только магическим способом)
7-20 Тяжело протекающее восстановление на срок 1d6 недель

После выздоровления вы получите своеобразный иммунитет, значительно снижающий последствия болезни и возможность заразится – уменьшайте все шансы на заболевание вдвое и игнорируйте результаты 1 выпавшие на 1d20.

Холера

Холера схожа с дизентерией по способу заражения и симптомам, но в отличие от неё легко может превратится в эпидемию, передаваясь от зараженного человека к другим. Грязная вода, еда, жаркий, влажный климат и высокая скученность людей – идеальные условия для эпидемии холеры. В реальном мире её очаги обычно приходятся на африканские страны, Индию, Юго-Восточную Азию, но не ограничиваются ими.

Вскоре после заболевания у человека начинаются частые рвота и диарея, что всего за 3-5 дней приводит к жёсткому обезвоживанию и обессоливанию организма, загустению крови, как следствие — гиповолемическому шоку и смерти.

Вероятность заболеваемости холерой можно высчитать по следующей таблице:

Шанс на начало эпидемии холеры
Фактор Увеличение шанса
Группа людей, свыше 100 человек +1
Теплый и влажный климат +2
Нехватка еды или воды +1
Наличие болота +1
Скученность населения (осада, лагерь, тюрьма, корабль) +2
Вынужденное бездействие (гарнизонная служба, ожидание корабля, изоляция и т.п.) +1
Вспышки заболевания у местных ранее -1

Наличие каждого из этих факторов увеличивает шанс на начало эпидемии, при условии, что властями и т.п. не предпринимаются профилактические меры во избежание заболевания.

Каждую неделю сделайте бросок 1d20 против итогового шанса и в случае провала считайте этот день началом эпидемии.

В первый день заболеют 5% населения (смертность в день, далее, составит 30%):

  • Если приняты меры против распространения, в течение 1d4 дней, каждый день будет заболевать по 5% после чего эпидемия пойдет на спад
  • Если меры не приняты, то распространение пойдет по дням: 8% (2-ой), 12% (3-й), 24% (4-ый), 48% (5-ый), Все (6-ой).

Шанс заразится при контакте с заболевшим составляет: 60% (значения 1-12 на 1d20).

Исход заболевания холерой
1d20 Результат
1-5 Смерть
6-20 Тяжело протекающее восстановление на срок 1d6 месяцев

После выздоровления вырабатывается иммунитет к холере. Особенно чувствительны к этому заболеванию те регионы, где холерой или не болели вообще или болели давно.

Малярия

Малярия встречается с тропических и субтропических регионах, где жарко и влажно, недаром название это в переводе с итальянского означает «болотная лихорадка».

Основным переносчиком болячки служат комары, поэтому передача вируса возможна только через кровь. Впрочем, не надо считать эту болезнь проблемой лишь жарких стран – летом в умеренном, влажном климате малярию также можно подхватить. Чего-чего, а комаров и там хватает.

Симптомы заболевания – сильный озноб, лихорадка, потливость и сильная слабость. Существует три типа малярии с немного различающимися симптомами:

  • Тропическая малярия – тяжелая и самая основная форма болезни (60% всехслучаев), приступы нерегулярны.
  • Четырехдневная малярия – легкая форма болезни, приступы появляются каждые 72 часа
  • Трехдневная малярия – ещё более легкая форма болезни, появляются через каждые 40—48 часов

В отличие от холеры, чумы и т.п., малярия успешно лечится хинином, покоем и обильным питьем и в местностях где она распространена, этой информацией как минимум владеют местные врачеватели.

Инкубационный период малярии длится 8 дней, сама болезнь протекает 1d4 недели. При этом, существует вероятность смертельного исхода:

  • 10% для тропической малярии
  • 5% для четырехдневной
  • 1% для трехдневной

Вне зависимости от формы болезни, после выздоровления ещё на 1d4 недель у переболевшего остается анемия и слабость (можно отразить это в игре незначительным понижением физических характеристик).

Корь

Для нас корь – это в общем-то не очень страшная детская болезнь, о которой и переживать особо не стоит. Но это для нас нынешних, а до изобретения вакцины (которой, к слову, сейчас почти поголовно привиты дети) – корь была бичом человечества, причем сопровождавшим это человечество чуть ли не с начала цивилизации.

Смертность от кори среди населения изолированных анклавов, ранее не встречавшихся с этим заболеванием, подчас составляла 30%. Один единственный плюс для заболевших корью – пожизненная «вакцинация» против этой болезни (поэтому и болеют ей в основном дети).

Тем не менее, вероятность того, что у вашего героя такого иммунитета нет и он не болел корью, составляет 35% (значения 1-7 на 1d20), а ещё 10% (значения 1-2 на 1d20) — что болезнь перейдет в осложнения.

И этими осложнениями, корь на самом деле и страшна. В случае осложнений, через некоторое время после того, как болезнь отступит, воспользуйтесь следующей таблицей.

Осложнения от кори
1d20 Результат
1-2 Смерть от бактериальной пневмонии
3-6 Потеря слуха
7-8 Потеря нюха
9-20 Дополнительные 1d4 недели лечения

Заболевший будет страдать от головной боли, сильного насморка, болей в ушах, лихорадки и истощения. Примерно на четвертый день на лице появляется сыпь, затем распространяется на шею, грудь и другие части тела. Красные пятна сыпи могут варьироваться от розовых до почти черных.

Через три-четыре дня сыпь исчезает. Глаза пациента слезятся, становятся очень чувствительными к свету. Инкубационный период длится 8-12 дней. Корь распространяется воздушно-капельным путем и, как уже говорилось – поражает в основном детей до 8 лет.

И, я конечно не призываю отважных героев остерегаться чихающих младенцев…. Но кто знает, кто знает?

Оспа

Один из первых видов биологического оружия, оспа сейчас все ещё опасный, но уже подзабытый враг. Как и корь, она обеспечивает переболевшему пожизненный иммунитет, хорошо прививается, и довольно легко проходит если знать как её лечить. А вот если не знать – становится смертельной опасностью. Именно с помощью зараженных оспой одеял и вещей, у европейцев было одно время популярно вытравливать, в прямом смысле этого слова, индейцев Нового света.

В честь оспы создавали богов (конечно не очень добрых), ей приносили жертвы, создавали ритуалы и молитвы её изгнания и даже упоминали её в Библии как одну из египетских казней. В общем, запомнилась эта болезнь предкам. Да и как могло быть иначе?

Её инкубационный период длится 1-3 недели, а потом начинается: озноб, головная боль, рвота, боли в спине, ломота конечностях и конечно лихорадка. Вскоре на коже появляются красные пятна, а уже через несколько дней пятна превращаются в волдыри, наполненные гноем, достигая наибольшего размера через четырнадцать дней. Волдыри появляются на лице, руках, а потом уже и по всему телу – и зрелище это не самое приятное.

Смертность от оспы составляет 30% (для тех, кто не сталкивался с ней прежде), а вероятность заражения – 90%. Если больной пережил 14 дней, болезнь идет на спад — волдыри подсыхают, лихорадка спадает. Однако о полном восстановлении сил можно будет говорить только через 1d6 месяцев.

Неприятным свидетельством пережитого заболевания останутся шрамы от волдырей – оспины.

Оспины
1d20 Результат
1-2 На лице остаются сильные оспины
3-4 На лице остаются оспины
6-14 На коже заметны бледные следы от оспин
15-20 Следы от оспин на коже заметны по немного отличающемуся цвету

Туберкулез

Раньше его называли чахотка – но это производное, конечно же не от слова «чихать». Правильный вариант тут: «чахнуть». Туберкулез как пытка, не убивает жертву сразу. Долгое время он терзает её тело, будто бы иссушая, выпивая все соки, и только потом наступает гибель.

Излечиться от туберкулеза сложно и в наше время, а в прошлом – это был однозначный приговор, хоть и растянутый по времени.

Заболевание по природе своей инфекционное – заразится им можно воздушно-капельным путём, но значение имеет также место – туберкулез предпочитает темноту и сырость, поэтому, скажем в пустыне подхватить его очень маловероятно, в отличие от мрачного, сырого подземелья – столько милого сердцу искателя приключений.

Шансы заразиться от кого-то при контакте составляют 10% (в благоприятных для болезни условиях), а шанс встретится с носителем болезни составляет примерно 2% в сутки в большом городе (кроме подземелий, это пожалуй единственное место где им можно заболеть).

Болезнь проявляет себя сначала легкой лихорадкой и сухим кашлям, которые дают о себе знать во второй половине дня. Вскоре лихорадка становится почти постоянной, ночью начинается сильная потливость, затем появляются сильные боли в груди и начинается постепенная потеря веса, а затем и хрупкость костей. Больной постепенно увядает.

Наконец, в кашле появляется кровавая мокрота, а затем смерть остается лишь делом времени.

Важно, что для людей средневековья, болезнь нельзя было победить, можно было лишь заставить её на время отступить благодаря покою, отдыху и смене климата.

Тут сложно дать какие-то рекомендации на счет механики реализации подобного заболевания в игре, однако, учитывая что последствия болезни не накатывают мгновенно и у героя случайно ставшего её жертвой будет некоторое время на раздумья, довольно явно напрашивается такой вариант, который никак не мог быть доступен реальным обитателям средневековья — поиска волшебного исцеления, где счет идет на время – ведь навыки и характеристики героя неизбежно будут уменьшаться.

Сыпной тиф

Это заболевание раньше называли «горячкой». Как и многие другие смертельные заболевания, тиф часто появлялся там, где царит антисанитария, грязь и к тому же наблюдается высокая скученность людей. Догадались идеальный вариант для тифа? Конечно это война – особенно позиционная, с осадами, окопами, когда долгое время у людей нет возможности элементарно помыться и соблюдать гигиену.

Болезнь распространяется вшами, клещами, крысами, мышами и другими паразитами. Не надо думать, что тиф трогает исключительно военных – матросы, жители затронутых бедствиями областей и т.п. могут стать его невольными жертвами. Целые эпидемии сыпного тифа в Европе времен разорительной Тридцатилетней войны показывают нам, что свирепостью это заболевание немногим уступает чуме.

Через одну-две недели после заражения появляются её признаки – на теле появляется сыпь, которая скоро переходит и на конечности, но не выступает на лице и ладонях. Человек испытывает постоянную головную боль, температура поднимается и держится на очень высоких отметках, наблюдается бред и светобоязнь. Примерно каждый 4-ый заболевший не перенесет этих симптомов.

Примерно через месяц, болезнь начнет ослабевать и вскоре сойдет на нет. Существует 10% шанс, что спустя несколько лет она внезапно вспыхнет с новой силой без видимых причин. Иммунитета от сыпного тифа нет.

Шанс на начало эпидемии сыпного тифа
Фактор Увеличение шанса
Группа людей, свыше 100 человек +1
Нехватка еды или воды +1
Скученность населения (осада, лагерь, тюрьма, корабль) +2
Вынужденное бездействие (гарнизонная служба, ожидание корабля, изоляция и т.п.) +1
Вспышки заболевания у местных ранее +1
Каждая новая неделя вынужденного бездействия +1

Каждую неделю сделайте бросок 1d20 против итогового шанса и в случае провала считайте этот день началом эпидемии.

В первый день заболеют 5% населения (смертность в неделю, далее, составит 25%):

  • Если приняты меры против распространения, в течение 1d4 дней, каждый день будет заболевать по 5% после чего эпидемия пойдет на спад
  • Если меры не приняты, то распространение пойдет по неделям: 10% (2-ая), 30% (3-я), 50% (4-ая), 70% (5-ая).

Брюшной тиф

Название похожее, а вот болезни разные! Брюшной тиф вызывают не мыши и блохи, а бактерии. Заразится им можно либо от человека, либо употребляя зараженную пищу и воду (см. Дизентерия).

Как и сыпной, брюшной тиф особенно распространён в зоне позиционных боевых действий. Симптомы болезни появляются через одну-две недели после заражения, главными из них являются головная боль, жар, вздутый живот. Больной теряет аппетит, на нижней части тела появятся крупные пятна.

К третьей неделе болезнь достигает своего апогея, пациент в бреду, могут развиваться осложнения. К концу четвертой недели, если он ещё жив, начинается выздоровление.

Если при проверке осложнений выпадает 1 на 1d20, у жертвы развивается энцефалит и как следствие инвалидность (по правилам обычного проклятия или постоянной раны, т.е. падение одной из характеристик связанной с интеллектом, вернуть которую можно только магическим способом).

Шанс гибели персонажа от болезни составляет 10% с лечением (полное выздоровление за 1-6 месяцев) и 20% (полное выздоровление за 6-12 месяцев) если подобающего лечения не было.

В случае с осложнением, шанс гибели составляет 20% (с лечением) и 40% (без лечения).

Желтая лихорадка

Тропическая болезнь распространенная в джунглях и болотистых местностях юга. От человека к человеку переносится комарами, первые симптомы появляются через 3-12 дней, причем чем быстрее проявятся симптомы, тем тяжелее будет болезнь.

У пострадавшего быстро повышается температура, он становится дерганым, постоянно чувствует себя обессиленным, у него ломит каждый сустав. Тут проступает и характерный признак болезни: кожа человека приобретает ни с чем не сравнимый неприятный желтый оттенок, вследствие поражения печени.

Примерно на третий день лихорадка вдруг отступает и больной чувствует облегчение. Однако расслабляться рано – именно сейчас наступает кризисный момент – уже на следующий день больному становится хуже и наступает стадия обострения заболевания.

Кризис желтой лихорадки
1d20 Результат
1-2 Смерть от паралича мышц
3-4 Впадение в кому на 1d4 недели
6-12 Болезнь отступает, но на протяжении 1d6 месяцев остается штраф к выносливости из-за проблем с печенью
13-20 Выздоровление без особых последствий для организма

После выздоровления от желтой лихорадки, человек приобретает иммунитет к этому заболеванию.

Сводная таблица болезней

Сводная таблица болезней

* особые условия могут увеличить шанс ** на кораблях 5% в неделю плавания

Автор/Перевод: Александр «Мэлфис К.» Фролов.
Источник оригинальной статьи: журнал Pegasus #1 (1981), «Disease» by Dave Arneson 

Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте и будьте в курсе всех изменений.

Правила перепечатки материалов.


3 3 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Как создать настоящую фэнтези-легенду