Что идет по каналу „минотавр”?
Опубликовано: 26.03.2015
Если уж и есть какие-либо кинофильмы в которых чувствуется «дух лабиринтов и минотавров», то это конечно же «Ясон и Аргонавты» 1963 года и «Столкновение титанов» 1981 года. Две эти мифические эпопеи созданные Рэем Харрихаусеном и по сей день пожалуй никто не может превзойти по атмосферности… но есть и другие, менее известные фильмы, также передающие частицы неповторимого духа, стиля и настроения вселенной Лабиринтов и Минотавров. Сегодня мы поговорим о нескольких из них (но не волнуйтесь, мы не будем вспоминать о Зене!).
Все три ниже перечисленных фильма имеют продолжительность примерно 3 часа и порой встречаются на DVD.
Елена Троянская
Забудьте разрекламированный и многобюджетный блокбастер 2004 года с Брэдом Питтом, Орландо Блумом и прочими. Потому что всего за год до этого, Джоном Кентом Харрисоном был снят фильм «Елена Троянская», представляющий из себя намного более интересную адаптацию классического повествования Гомера о Троянской войне.
Несомненно, эти два фильма имеют далеко не равный бюджет…, но при прочих равных условиях, «Елена Троянская» имеет всё то, чего недостает «Трое» Вольфганга Петерсена: атмосферу и дух эпохи.
Однако задумка обоих картин одинакова — посредством кино передать весь драматизм произведения Гомера, донести его до широкой аудитории 21-ого века.
В соответствии с этой идеей, в обоих случаях роль богов значительно преуменьшена ради того, чтобы подчеркнуть решения и действия, которые предпринимают смертные герои — выбор достаточно понятный, учитывая то, что современные зрители больше заинтересованы в драмах более «человеческого» уровня.
Сценарист «Трои» просто удалил богов из истории, чтобы заменить их… хорошо, ничем не заменить — за счет чего в рассказываемой истории стали сиять зловещие сюжетные дыры, а некоторые важные события совершенно утратили свою подоплеку.
В Елене Троянской пошли по-другому, гораздо более умному пути — показав богов в самых разнообразных обликах — снов, галлюцинации, странных совпадений, или неожиданных поворотов судьбы — заставляющих зрителей действительно поверить в божественную силу, создавая некий ореол тайны во всем происходящем.
Несомненно, сцены сражений в «Елене» не идут ни в какое сравнение с монстром Петерсена, но они выполняют свою роль — передают напряженность и драматизм событий.
Актеры также просто превосходны: талантливый Руфус Севел просто замечательно показал по-настоящему трагического Агамемнона, Сиенна Гиллори показала удивительный образ Елены — этакой девчонки-сорвиголовы, постепенно превращающейся в роковую женщину, чья красота приводит людей от мира к войне…
Специального упоминания заслуживает и английская актриса Эмилио Фокс за то, как превосходно она изобразила обреченную, посещаемую видениями Кассандру и Джон Райес-Дэвис (да ребята, это Гимли) которому отлично удалась роль Царя Приама.
Несколько удивляет Ахиллес в образе лысого, жестокого бандита (скинхед Бронзового века?) — но и то, по-моему мнению, он выглядит намного более интересным, чем «клёвый серфер-пижон» исполненный Брэдом Питтом в Том Другом Фильме.
Одиссея
Выпущенный в 1997 году Андреем Кончаловским, этот вариант эпического рассказа Гомера длиться примерно 3 часа и в разумных пределах пересказывает оригинал, чтобы показать зрителю кто такой Одиссей и почему он оказался вне дома. Фильм охватывает и некоторые события Илиады, правда делает это в таком головокружительном темпе, что отъезд Одиссея из Итаки, троянская Война, смерть Ахиллеса и эпизод с Троянским конем проскакивают перед зрителем за первые 30 минут фильма! Однако как только троянская война оканчивается, время начинает замедлять ход.
Актеры в общем-то весьма хороши — особенно Арман Ассанте, который сыграл очень правдоподобного Одиссея.
Сценарий включает все фантастические элементы из повествования Гомера (и даже божественные вмешательства) не делая попытку «рационализировать» их (что хорошо само по себе, так как Одиссея в этом плане намного более «фантастична», чем скажем, Илиада) … и всё же костюмы и декорации тут явно не соответствуют эпохе троянской войны и пытаются передать более исторически-достоверное видение бронзового века.
Итака имеет практически «деревенскую» атмосферу и вы не увидите здесь много гоплитских щитов или коринфских шлемов. К сожалению эти два подхода не очень хорошо смешиваются и потому создается впечатление, что картина постоянно колеблется на грани, желая всё более завалиться в одну из крайностей.
Однако самая большая слабость «Одиссеи» — ее спецэффекты, которые даже по стандартам 1997 года выглядят очень дешевыми, хотя и имеющими странное обаяние. В некоторых местах, правда, не спасает даже это — циклоп Полифем, например, выглядит скорее жалким, чем наводящим ужас.
Один из нескольких «волшебных» моментов — столкновение с Калипсо (которую играет красивая чернокожая актриса Ванесса Виллиамс) и её приятельницами — нереидами (которые кажется пришли прямо из M&M!) и их сверхъестественным, белым, нереальным островом — удивительно оригинальный подход.
Как вы наверное предположили к этому времени, я действительно не смог в полной мере насладиться этим фильмом. Не из-за чувства «дешевизны» свойственного многим мини-сериалам 90-ых, а из-за того, что эта дешевизна не была уравновешена более смелым, более изобретательным (или просто более последовательным) подходом, да хотя бы к изображению «фантастической» составляющей картины.
Не смотря на это, считаю, что хорошие ведущие смогут найти интересные идеи и в этом фильме.
Ясон и аргонавты
Прежде чем вы начнете читать дальше, пожалуйста имейте в виду — этот фильм снят в 2000 и не является ремейком культового фильма 1963 года с аналогичным названием. Однако не смотря на это, он отлично передает дух оригинального рассказа о походе Ясона за Золотым руном.
Памятуя об этом я попытался судить новую версию без оглядки на предшественника — только на основе её собственных достоинств (или недостатков), что как вы понимаете достаточно трудно.
В целом — за те три часа, что идет этот фильм, уровень действа, драматичности и атмосферности ни разу не превышает тот, что показал нам первый «Ясон» в 1963 году… Однако картина содержит много очень интересных идей, а вместе с ними и клише, привнося в них при этом весьма изрядную долю кича.
Актеры. Джейсон Лондон показывает нам достаточно мягкого и «милого» Ясона, а старый актер Деннис Хоппер очень убедительно играет черствого Пелиаса (злой дядя Ясона).
Специального упоминания достойны Адриан Лестер и его задумчивый Орфей и конечно Джолин Блэлок в совершенно колдовском образе Медеи. Также были замечены, правда на слишком малое время, такие звезды как Сиаран Хиндс в роли отца Ясона и Дерек Якоби исполнивший слепого провидца Финея.
В этой версии похода аргонавтов есть совсем немного мифических существ, однако из тех, что можно заметить, гарпии совершенно не вызывают нареканий, а огнедышащий бронзовый бык выглядит и и вовсе великолепно.
Мы также можем видеть и короткую сцену с Ясоном и его наставником — кентавром Хироном.
У меня есть подозрения что краткость этого эпизода обусловлена в первую очередь причинами «технического» характера — согласитесь, показать правдоподобного кентавра, особенно если бюджет вашей картины не идет ни в какой сравнение с суммой потраченной, например, на Нарнию, очень и очень сложно.
Боги в картине также присутствуют. Неплохо показаны божественные ссоры Зевса и Геры… а вот с воплощением Посейдона авторы подкачали — он показан как какой-то полусонный гигант с серо-зеленой кожей.
Но, что делает это кино ценным именно в отношении наших «Лабиринтов и Минотавров», так это состав аргонавтов взятый, кажется, прямиком из её списка классов — Вор, Моряк, Лирник (сам Орфей), Аристократ и Охотница.
Также здесь присутствует вполне «классический» Геркулес и диоскуры Кастор и Полидевк, правда изображаемые как некий комический дуэт Бронзового века.
Ясон и аргонавты содержат достаточно сильную смесь как хороших качеств так и плохих. Например прекрасные костюмы, несколько неплохих актеров, а иногда и достаточно удачные спецэффекты — это плюсы картины. Но насколько ли они превосходят минусы, к которым относятся опять же спецэффекты и несколько странный выбор актера исполняющего роль главного героя — да, симпатичного парня, но очень мало похожего на истинного Ясона из мифов?
В общем взглянуть на это стоит, однако ожидать чего-то сродни культовому шедевру 1963 года с одноименным названием не имеет смысла. Я думаю, в следующем выпуске мы сможем развить тему и ещё коснемся её, а также обсудим готовящийся к съемкам ремейк кинофильма «Битва Титанов».
Оливер Легран