Настольные ролевые игры — словарь терминов, сленг, глоссарий
Опубликовано: 28.05.2017
Небольшой сборник определений «для внутреннего использования», проясняющий некоторые моменты терминологии, которые иногда используются в статьях на Штормовой башне. На полноту не претендует, понятия описывает крайне поверхностно, однако свое дело худо-бедно делает.
- Игрок, ролевик – человек играющий в (настольную) ролевую игру
- Игровой персонаж, персонаж, Герой, PC – вымышленный персонаж созданный игроком, от лица которого в мире игры действует игрок. Главная роль.
- Ведущий, мастер, GM, DM – один из игроков, взявший на себя роль управления окружающим миром в процессе выполнения приключения. Ведущий управляет сюжетными и несюжетными НИП, а также реакцией окружения и событиями происходящими в мире, в ответ на совершаемые игроками действия. Создает сюжет, толкует правила, управляет игровыми процессами.
- Не игровой персонаж, НИП, НПЦ, NPC — вымышленный персонаж созданный ведущим игры, и действующий в мире игры от имени ведущего. Как правило играют на вторых ролях, используются для массовки, ситуативных действий, «создают толпу» игрового мира. Иногда НИП могут создавать и игроки, однако в этом случае, такие НИП всегда выполняют роль Незначительных НИП.
- Рельсы, игровые рельсы – широко применяемый прием, когда при видимости возможности выбора (а чаще всего и без таковой), у героев есть реальная возможность воспользоваться только одним «правильным» вариантом – то есть пройти по заранее проложенной составителем приключения дорожке. В принципе, любое приключение с линейным сюжетом (чтобы одолеть дракона нужен меч, который можно взять у кузнеца, который живет в деревне) можно назвать «рельсами». Разница только в том, дают ли «рельсы» возможность маневра (то есть до кузнеца можно дойти десятком разных способов) или ведут игрока под конвоем, где попытка шага в сторону карается расстрелом.
- Незначительный НИП – статист, массовка. Торговец на рынке, солдат в армии, прохожий на улице и все в таком роде. Обычно имеют лишь общее описание, усредненные и слабо детализированные характеристики.
- Сюжетный НИП – НИП которым отводится важная роль в игровом сюжете – король, человек выдающий сюжетное задание, глава Совета Магов, Главный Злодей. За этих НИП играет ведущий, они почти ничем не отличаются от Игровых персонажей, имеют такой же набор характеристик, биографию, и, косвенно или прямо влияют на развитие сюжета приключения.
- Бэкграунд, квента, биография — описание персонажа, включающее в себя информацию о его жизни «до приключения», личности, семье, целях и устремлениях. Не смотря на то, что пишется все это в свободной форме и не регламентируется правилами, хорошим тоном считается оставить в квенте ряд «зацепок» для ведущего, с помощью которых он сможет плотнее втянуть персонажа в игровой процесс, а также ряд фактов, подтверждающих и усиливающих определенные черты личности и навыки персонажа (например: вор выросший на улице – подтверждает знание персонажа уличного жаргона и дает премию к навыкам базарного карманника).
- Сеттинг, игровая вселенная – не просто мир игры, то есть карта континентов и названия городов, но «полная сборка» такого мира, вместе с законами физики, магии, пантеоном богов и созвездиями ближнего космоса. Впрочем, не всегда всё так глобально и подробно – иногда сеттинг просто передает основную идею или атмосферу мира игры (к примеру «играем в космических пиратов»). Как правило, даже такой абстрактной формулы хватает, чтобы понять основную идею игры, и начать играть.
- Канон, каноническая вселенная — полное соответствие первоисточнику во всех отношениях. То есть если мы собираемся поиграть в игру по Гарри Потеру, каноном будет полное соответствие нашего игрового мира и мира описанного в книгах Д. Роулинг.
- Альтернативная вселенная – хотя общая канва событий повторяет «канон», у нашего мира игры есть настолько существенные отличия от канонического, что это совершенно меняет все представления. В примере о Гарри Потере выше, интересной «альтернативой» было бы взять тех же трех героев – Гарри, Рона и Гермиону, но поместить их вместо Хогвартса в Дурмстранг. То есть сместить стиль игры из «западноевропейского фэнтези» в «восточно-европейское».
- Не канон – часто используется как обидное ругательство. Если использование канонического игрового мира всячески приветствуется, а по альтернативной вселенной порой интересно поиграть, то «не канон» — обычно напоминает попытку не смешно пошутить на заданную тематику. Обычно появляется как попытка слегка «улучшить» каноническую версию дополнительными деталями, совершенно выбивающимися из ритма оригинала. Например, если бы Рон предпочитал магии револьвер….
- Метаигра, внеигровуха – как правило, ненамеренная попытка использования в игре знаний и навыков Игрока, а не Персонажа. Обычно проявляется во внезапном знании персонажа таких вещей, которых он в силу своего социального положения, воспитания, навыков и т.п. знать не мог. Когда охотник-игровой персонаж, впервые столкнувшись с чудовищем, «вспомнил» о его слабом месте (вернее вспомнил игрок, ранее читавший описание этого чудовища в справочнике) – это классический пример метаигры.
- Пауэргейм, powerplay – Попытка максимально «раскачать» своего персонажа, сделав его самым сильным-ловким-быстрым. Естественно, такие метафизические понятия как «отыгрыш роли» для «пауэргеймера» летят к майским жукам. В основном присуще новичкам, подавляющим большинством ведущих не одобряется.
- Мэри Сью – Персонаж отличающийся практически полным отсутствием значимых недостатков и наличием массы супер-достоинств, в числе которых наверняка и феноменальное везение. Создание таких персонажей – дурной тон, но, к сожалению, почти никто из создателей собственных Мэри Сью ни за что не признается, что создал именно Мэри Сью.
- Отыгрыш – отображение игроком поведения своего персонажа в игре, исходя из «настроек» игрового сеттинга, характеристик и квенты персонажа, ну и, в меру своих актерских способностей. Специфический жаргон, манера речи, максимальное отождествление себя с персонажем, разговор от первого лица, в общем все то, что называется «вживанием в роль» – максимально приветствуется.
Автор: Александр «Мэлфис К.» Фролов. Источник: Штормовая башня
Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте и будьте в курсе всех изменений.