Сайт рекомендован для аудитории 16+

О сайте "Штормовая башня"      Правила      Вопросы и ответы

Фэнтези — это мифотворчество

Отрывок из объемной статьи Дугласа Бахманна (Реальность фантазий) о понимании жанра «фэнтези» применимо для настольных ролевых игр.


Фэнтези - это мифотворчество

использовано изображение с сайта fantomis.ru

Гэрри Гигакс* в 33 номере «Дракона» высказался о том, что не верит в существование фей. И… это был, пожалуй, единственный раз, когда я подумал: великий мастер – ты не прав. Как могут быть все эти бесчисленные фэнтези-миры, их королевства и обитатели – не более, чем просто выдумкой? Как можем мы всерьез тратить свое время, свои деньги на выдумку, на то, чего просто нет? А самое главное и страшное: как мы можем получать от вымышленных и несуществующих в принципе вещей НАСТОЯЩИЕ, наполненные драматизмом и глубиной переживания?

Ответ на этот вопросы очевиден: никак. Естественно, я не претендую на лавры очередного сумасшедшего, утверждающего «эльфы среди нас». Я хочу поговорить о самых основах, о восприятии фэнтези (сугубо на мой взгляд) и как следствие – восприятии настольных ролевых игр.

Очевидно, что существует два подхода к фэнтези: относится к происходящему в них как к тому, о чем сказано выше – то есть к просто выдумкам, или… как к мифам.

В первом случае мы получим именно тот вариант, в который играет несколько знакомых мне компаний ролевиков. Такое «фэнтези» — это сугубо материальный мир, состоящий из характеристик, лута, правил и здоровой порции веселья. Это отличный способ развлечься – после работы помахать волшебным мечом, поржать над эльфийскими ушами сопартийцев и спасти мир к 22.00. Здесь есть драконы и феи, но как декорации – игроки знают, что таких существ не бывает.  И выдают соответствующее отношение к игре и её миру.

Я не буду говорить, что такие игры – плохие. В игровых кампаниях этого типа весело проводить время и не особо задумываться над последствиями действий героев. Но… и воспоминаний они оставляют ровно на порцию «и тут мой дварф начинает размахивать руками, а мастер такой: Воу! Ты летишь!». Их герои могут спасти мир от Древнего Зла и тут же начать шмонать не остывший труп «Древнего Зла» на предмет мешка с монетами. Они будут полу-богами, но мыслят (не игроки – герои) в терминах подростковой банды.

«Героическое фэнтези» подобного типа я воспринимаю как насмешку над жанром.

Второй подход – это процесс мифотворчества. Что такое миф? То, что вроде бы и было, а вроде бы и нет. Древние греки не встречались в реальности с нимфами или Гермесом, но, они принимали их существование. А приняв его, то есть допустив в свою реальность, начинали по-другому воспринимать происходящие события и относится к миру того, чего ты не видишь, с уважением.

Фэнтези – это современное мифотворчество. Почему многие поклонники фэнтези с благоговением относятся к работам Д. Р. Р. Толкиена? Потому что они – это и есть настоящая квинтэссенция мифа. Не возникает у нас мысли какого размера была грудь у Галадриэль, потому что мы вообще не воспринимаем её образ как «реальный» сексуальный объект. Она самая красивая и точка. Мы восприняли её образ также органично как восприняли образ Геракла – он самый сильный и всё. Никаких характеристик, и в то же время, никаких сомнений.



Миф, в отличие от выдумки, не разрушает нашу привычную жизнь, он дополняет её новой глубиной и высотой. «Драконов нет, потому что это физически невозможно» и «Драконы в том виде, в котором о них рассказывают в сказках, мне не встречались» — это разное мировосприятие.

И в идеале, в наших настольных ролевых играх должно рождаться именно другое мировосприятие, на время игровой сессии переносящее игроков в по-настоящему фантастический, а не выдуманный мир.

Только в таких декорациях (которые перестают быть декорациями) и рождаются настоящие легенды.

Если вы вдумчиво перечитаете любимые книги в жанре фэнтези, особенно признанную классику жанра, вы легко найдете различия между обычным «героическом фэнтези» в которое у нас принято играть и подлинным эпическим действом.

Увидите, как изменяется мир, как изменяются цели, сам герой и его мысли на пути к последней цели. Увидите и даже удивитесь как мы опошлили прекрасную идею и довели сам жанр фэнтези до того состояния, когда при слове «эпическая кампания» игроки зевают и говорят: не хочу мир спасать, давайте лучше в детектив рубанем!


* Гэрри Гигакс – даром, что является одним из основателей знаменитой игры «Подземелья и Драконы», к фэнтези имел довольно утилитарный подход. В двух словах, его можно выразить фразой одного моего знакомого: «Эльфы — это как обычные люди, только чуть другие. Вроде грузин».

Автор: Александр «Мэлфис К.» Фролов. Источник: Штормовая башня

Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте и будьте в курсе всех изменений.

Правила перепечатки материалов.