Опубликовано: 04.01.2017

Настольные ролевые игры, дети и их родители.

источник фото: http://badfon.ru

Всё незнакомое кажется опасным. Особенно когда речь идет о детях. Особенно, когда в обществе есть уже сложившиеся стереотипы. О чем я? Конечно об проведении настольных ролевых игр для детей и подростков, а также о том, как воспринимают всё это их родители.

На самом деле, и это я говорю по опыту, мы всегда «подозреваем» наших детей. Это не совсем подходящее слово – подозреваем, точнее будет – мы боимся за них. Вокруг столько соблазнов, а они такие наивные, простодушные, маленькие… в таком большом мире, доверху наполненном жуликами, террористами, прочими сектантами и фанатиками. Естественно, что, когда у ребенка появляется новый способ времяпровождения, или он с горящими глазами начинает рассказывать про колдовство, демонов и эльфов, употреблять сомнительное словосочетание «ролевые игры» и т.п., мы не думаем о хорошем. Мы даже не подозреваем, а точно знаем, что наше ненаглядное чадо вляпалось в какое-то сомнительное мероприятие.

Поэтому, при организации игр для детей и подростков у ведущего, помимо всех остальных задач появляется и ещё две:

  • Заставить детей слушаться «мастера»-ведущего
  • Убедить родителей в том, что всё это только игра, причём игра помогающая в социальной адаптации, и, в отличие от компьютерных, не только интересная, но и полезная.

Здесь я собрал для вас несколько советов касающихся и того и другого вопроса. Надеюсь, они будут полезными и для Вас!

Спросите разрешения

Если вы решили развлечь своих детей или компанию отпрысков ваших друзей и знакомых, особых формальностей не требуется: свободное время, помещение, и желание повеселиться – это всё, что может потребоваться.  Во всех остальных случаях, формальности соблюдать строго необходимо: родители должны знать где и когда проходят игры (не поленитесь ответить на вопросы, если это будет необходимо), чем занимаются их дети, и кто за это отвечает. Необходимым минимум должно быть письменное согласие родителей на посещение их детьми ваших посиделок – простая формальность избавит вас в будущем от множества проблем.



И уж конечно все должно быть, как можно более официальным – группа/клуб при школе/библиотеке (список может быть продолжен), вызывает куда меньше вопросов, чем поход неизвестно к кому в гости, к тому же, обеспечивает такими приятными «бонусами», как бесплатный (чаще всего) доступ к свободному помещению.

Будьте открыты

Давайте смотреть правде в глаза – если вы попытаетесь объяснить совершенно посторонним людям, чем вы собираетесь заниматься, это будет звучать как минимум необычно. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, с этим все согласны? Вот и позвольте родителям видеть всё своими глазами – уверяю, увидев сколько удовольствия испытывают дети, все вопросы и проблемы тут же растают как снег. Игроки стесняются мам и пап? Нет ничего проще – организуйте видеозапись игр. На самом деле нам нечего скрывать – если на представления любительских театров приглашают знакомых, то нам с вами точно нечего терять, мы хотя бы играем искренне!

Вообще, придерживайтесь политики максимальной открытости: играйте в общедоступных местах, приглашайте гостей и не стесняйтесь своего хобби. Кто-то хочет увидеть ваши книги правил? Листы персонажей? Ваш ответ всегда должен быть «да!». Вам нечего скрывать, а лишняя известность не помешает, а только привлечет новых игроков.

Выбирайте игры мудро

Жанр игры имеет значение. Фэнтези-героика, игры по вселенной «звездных воин» или по марвеловским супергероям, — это узнаваемые образы и понятные цели. Объяснить и понять их просто и игрокам, и их родителям. В отличие от киберпанка или ужасов.

Правильный акцент

Важнейшая составляющая настольных ролевых игр – стимуляция социальной активности. Чаще всего, дети играющие в НРИ играют также в ролевые игры дома за компьютером, чаще всего в одиночку. Дайте родителям возможность сравнить: что лучше – 4 часа за компьютером или 4 часа живого общения?

Задавайте вопросы

Иногда мы сталкиваемся с отрицанием. Родители просто не хотят, чтоб ребенок играл в эти игры, общался с этими людьми и т.п. Не надо ничего доказывать, надо выяснить истинные причины. Он пропускает из-за этого уроки тенниса? Забывает про домашние задания? Вы просто пытаетесь ему насолить (да, такое тоже бывает)? Только после того как вы узнаете истинную причину беспокойства родителей, вы действительно сможете решить эту проблему.

Владейте фактами

Вы знаете, что Вин Дизель и Терри Пратчет с удовольствием вспоминали о вечерах, проведенных за настольными ролевыми играми? Или, что в Швеции клубы ролевых игр могут получать государственное финансирование? Каковы источники наиболее стойких «городских легенд» о «плохих последствиях» НРИ?

Убедитесь, что вызнаете эти и многие другие факты, подтверждающие ваши умозаключения. Ролевые игры открывают множество позитивных моментов, влияющих на развитие личности. И чтобы лишний раз подтвердить этот простой факт, достаточно лишь немного порыться в интернете и составить свой список «факты и выдумки о ролевых играх».

Не отмахивайтесь от проблем

Как бы вам не было смешно, какими бы дикими не казались обвинения, никогда не отмахивайтесь от них. Во-первых, любое заболевание (незнание, и как следствие боязнь — тоже в некотором роде заболевание, только психологическое) нужно лечить, во-вторых, если отмахнуться от проблемы она не исчезнет, а будет развиваться вне зависимости от вас. Иными словами — столкнувшись с противодействием, приложите все силы, чтобы заставить его носителя изменить мнение, став из противника союзником.

Правила – это закон. И все принимают правила

Перед тем как начать игру, вы должны убедиться, что все понимают и принимают заранее установленные правила. Речь идет, конечно же, не о игровых правилах, а о «правилах клуба». Например, у нас принято, что никто не может играть злыми персонажами. Независимо от того, что Темные Джедаи – это круто, у нас их нет. В принципе.

Когда игрок возражает, что «именно поэтому я и хочу играть», вы просто отвечаете: «таковы правила нашей группы. Ты с нами, или двигаешь по своим делам? »

Ослоумие

Ну, мы все любим по хохмить. Однако, забава-забавой, но все-таки, если кто-то упорно желает подмять игру под себя, сбивает и путает других, не только других игроков, но и ведущего, поставьте его на место. Лучше всего сделать это в соответствии с условиями игрового мира – «герой» оскорбил некого индивида, а тот оказался командиром стражи этого городка. После пары переделок в которые попала вся группа из-за одного «хулигана», шуточки обычно прекращаются сами собой.

А что если не прекращаются? По-человечески (вне игры) предупредите его со всей серьезностью, а если это не поможет, просто удалите из игры. Не забывайте – это ваша игра, это ваш клуб, а игроки, вступая в него подписывают контракт. Пускай даже негласно.

Если игроки не могут принять ваши правила, то они не играют в вашей группе. Это не обсуждается.

Сражайтесь с чудовищами, а не людьми

Это может показаться странным (особенно с точки зрения родителей), но есть большая разница между уничтожением группы орков-мародеров и группы мародеров-людей. Если нужно убивать, пускай игроки убивают чудовищ, но, если дело касается людей – всегда делайте основной линией решения конфликта разговор и убеждение.

Нет ничего плохо в том, чтобы одолеть в бою злого волшебника, однако впутывать игроков в дворцовые интриги и войны влиятельных домов – это уже лишнее. В конце концов, вы почти наверняка ещё не до конца использовали потенциал кровожадных желатиновых кубов.

Красочные описания без кровожадности

Как любой хороший ведущий, вы наверняка стремитесь оживить сцены боя, описывая их ярко, смакуя подробности, описывая детали во всех красках. Все так и должно быть, при условии, что в этой палитре не слишком много красного цвета. Пересмотрите анимационные фильмы (особенно хорошим примером будет Шрек). Они полны напряженных моментов – погонь, поединков, трудных решений… но их создателям удается обойтись без фонтанов крови и расчлененки. Не стоит забывать и про юмор – чудовище обвивает ногу героя щупальцем и поднимает его высоко над землей, так, что из его карманов выпадает всё барахло, неудачно пущенная магом «молния» электризует волосы героев и злодеев, заставляя их стоять торчком. Одним словом, есть множество способов сделать бой запоминающимся, без зубодробительных приемов и рек крови.

Помогите! Мои игроки не прошли проверку на пошлость!

Игра-для-детей может также легко свалится в черти-что, если один (или несколько, что хуже) игроков вдруг начинают мнить себя этаким Казановой. Любой женский персонаж или напоминающий женщину предмет интерьера (это касается и девчонок, но я пишу о том, что ближе) становится для него манекеном для отработки качеств рокового соблазнителя и сердцееда.

По большому счету это тоже «ослоумие» о котором я говорил ранее. Однако, в более легкой форме – герой чаще всего не хочет испортить игру, он хочет просто блеснуть. Отвадить его можно теми же способами. Однако, кое-что остается и за ведущим – если вы сами изображаете женщин как сексуальные объекты («симпатичная официантка», «большегрудая воительница», «скудно одетая танцовщица»), то будьте готовы к соответствующей реакции публики.

Превратите встреченных объектов противоположного пола из официантки-потенциального-объекта-для-неловких-ослоумных-сцен в официантку-возможный-источник-полезной-информации. Вспомните об Арвен и Эовин из Властелина Колец, Баффи Истребительнице вампиров и других тому подобных персонажах – они не вызывают фривольных фантазий только потому, что авторы задали правильные рамки сюжета.

Подводя итог

Вот и все, что я хотел сказать, надеюсь информация не была лишней.

Только позиционируя свою группу как «профессиональную» и открытую насколько это возможно, вы сможете убедить родителей, что ролевые игры — это достойный способ проводить время, к тому же помогающий развить критическое мышление, социальные навыки и навыки решения проблем.

Не говоря о том, что это действительно весело!


перевод по материалам сайта roleplayingtips.com

Автор: Александр «Мэлфис К.» Фролов. Источник: Штормовая башня

Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте и будьте в курсе всех изменений.

Правила перепечатки материалов.