Сайт рекомендован для аудитории 16+

О сайте "Штормовая башня"      Правила      Вопросы и ответы

Ужас и Страх

Что такое ужас, чем он отличается от страха и как всё это относится к бесстрашным искателям приключений?


Конечно, настоящий герой ничего не боится. В дрянном фэнтези, в попсовых комиксах и сказках для самых, это и вправду так. Однако, не зря ведь говорят, что страха не испытывают лишь сумасшедшие.

Каким бы отважным и высокоуровневым не был ваш персонаж, страх всегда следует за ним по пятам — кто-то боится разных мелочей или абстракций, вроде насекомых или превентивного ядерного удара, а кто-то более простых вещей — темноты, высоты, замкнутого пространства — в общем, сколько людей, столько и страхов.
Описывать все разновидности страхов и ужасов — это скорее в компетенции психологов, а не скромного редактора журнала о ролевых играх.

Поэтому, не затрагивая частности, сегодня я хочу немного порассуждать об самых общих вещах, к примеру, о том, что же способно привести в неподдельный ужас представителей разных классов и профессий, встречающихся среди игровых персонажей?
И разберем мы все эти детали, на примере 4-х основных классов, встречающихся в практически любой ролевой игре, проходящей в мире фэнтези — воине, маге, воре и священнике. Выбор не случаен — все четыре названные класса смело модно назвать «родительскими», т.е. если и существуют какие-то другие, то почти наверняка, произошли они от этих четырех.

Для начала маленькая оговорка — что понимать под словом «ужас» и чем он отличается от«страха»?
Ужас намного сильнее любого страха — это потрясение, психическое и эмоциональное, которое сковывает по рукам и ногами и заставляет убегать, сверкая пятками, самых отважных из героев. Противостоять ужасу практически невозможно — пожалуй, самым лучшим определением этому слову, будет фраза «ужас — это граница между страхом и безумием».
Всё сказанное ниже, кончено же нельзя воспринимать как руководство к действию — сила индивидуальности каждого человека разная, как и сила восприятия, и где один обмочит штаны, другой пройдет, даже не скривившись. Однако в общем и целом всё так и есть, так что, руководствуясь этими правилами, вы почти не рискуете попасть впросак.

Воины

Воины, особенно те, что отправляются в приключения уже не в первый раз, достаточно повидали на своем веку — смерть, ярость боя, кровь и насилия. Они видели, как умирают друзья, как целые народы и армии обращаются в прах и потому, вид, даже самой кровавой мясорубки, не может поколебать их сердец.

С другой стороны, среднестатистический воин мало знает о магии и не приучен к ней и другим сверхъестественным вещам. Конечно же, вид колдуна, творящего заклинание, вряд ли приведет воина в священный трепет, но вот эффекты, что способны вызвать эти заклинания, могли бы. Мир воина строится вокруг оружия и битв.
Магия, бросает вызов правилам, разрушает «фундамент» мира, привычного для воина и конечно же это не может не пугать.
Многие зрелища, увидав которые, приличный маг не моргнул бы и глазом — для воина окажутся чересчур жуткими, настолько, что ни о каком продолжении схватки, не идет и речи. Вид восставшего мертвеца, призрака или ощущение присутствия невидимого существа, может ужаснуть даже наиболее стойких из воинов.

Маги

Жизнь магов, очень отлична от жизни воинов, хотя и путешествуют они бок о бок. Их мир вращается вокруг стольких странных, таинственных и загадочных вещей, что очень немного на свете из того, что обыватели называют «потусторонним» или «сверхъестественным», может их удивить.
Существа из других миров, двери между измерениями ведущие прямиком в адские чертоги — вещи, которые маг ожидает увидеть буквально за каждым углом.



С другой стороны, любой маг знает очень немногое о той науке, что так хорошо известна любому воину — битвы, смерть от случайной стрелы, рана — всё это вызывает у него страх. Вид кровавого побоища, пыток или беспощадной резни — приводит в неописуемый ужас.
Также, из-за того, что как правило маги очень много знают и вообще, обладают не слабым интеллектом, они могут ощутить весь ужас ситуации даже до того, как остальные участники группы поймут что же произошло.

Священники

Священники, обладают мощным внутренним стержнем — верой в своего бога, чего часто не достает другим персонажам. Именно вера в божество-покровителя, которому священники вверяют свои жизни, обеспечивает их стойкость ко многим вещам, способных привести в шок и трепет многих других.

Подобно воинам, они не боятся битв и сражений. За время своих странствий в роли служителя и защитника веры, они повидали и войны и смерть. Когда они пытались облегчить муки раненых, перед их глазами разворачивались картины, ужаснее которых, трудно себе представить. Не удивительно, что опасности физического мира, после всего пережитого, кажутся этим отважным смельчакам чем-то временным, проходящим.

Точно так же священники знакомы с магией и сверхъестественным. Не обладая кончено столь ужасными возможностями, как иные маги, священники, тем не менее, мало уступают их в познаниях, а потому, опасности потустороннего мира, почти не трогают их души.

Но вера, самая сильная сторона священника, одновременно, оказывается и их слабостью. Священник очень чувствителен к вещам, которые бросают вызов его религиозным убеждениям или власти его бога-покровителя.
Вид богохульств и веропоругания, может нанести моральную и психологическую травму даже самому набожному священнику. Это особенно верно, если ужасающая сцена, разворачивающаяся перед ним, заставляет священника поверить в слабость или бессилие его бога.

Воры

Пожалуй, более разнопланового класса, чем вор, вы не сыщите нигде и это касается даже страхов их подстерегающих. Некоторые воры — мерзкие ублюдки, торгующие смертью, убивающими не задумываясь и живущие этим.
Таких бандитов не возможно испугать видом крови – так же, как и воинов. Впрочем, многих из них, не испугаешь и магией — используя в достижении своих целей разные средства, они отнюдь не гнушаются и ей.
Другие воры, такие например как похитители, карманники и т.п., напротив, могут вообще не переносить вида крови, а также падать в обморок при виде любого из проявлений сверхъестественного.

Однако, безотносительно к «специализации», все воры, как один, зависят от скрытности и хитрости. Ничто не пугает вора так, как понимание, что в данный момент он выявлен и от того уязвимым.
Укрывшийся разбойник, может смотреть на то, как отвратительный носферату разорвал свою жертву в клочья — и на его лице не дрогнет ни один мускул. Но если кровожадный монстр, после этого повернется в его сторону, даже случайно, и поглядит на него, вор немедленно испытает самый истинный ужас из тех, что только возможен и немедленно выдаст себя.

Перевод: Мэлфис К.
Источник: Domain of Dread — Fear, Horror, and Madness
Статья опубликована в журнале «Ночная Ведьма» №2, июнь 2009 г.