Опубликовано: 01.01.2017

Практически ни один фантастический мир в котором разворачивается действие наших игр или о котором мы прочитали в книге, не может обойтись без богов.

Иногда боги это лишь „фон” повествования, иногда они принимают непосредственное участие в жизни смертных — вариантов много, но все сходятся к одному результату — мир без богов будет неполным, потому что именно боги и вера в них, составляют значительную часть культуры любого народа — реального или фантастического.

Данная статья написана в помощь для всех будущих и уже бывалых „богостроителей”, желающих, чтоб их миры и кампании представляли из себя больше, чем просто скопище карт и описание локаций.

«Техника безопасности»

Когда божество снизошло до того, чтобы заметить простого смертного или даже поучаствовать в его делах, эту роль всегда играет ведущий игры. Управление богом — намного больший вызов, чем принятие на себя роли мудреца, торговца или болтливого чудища и отнестись к этому нужно очень серьезно. Игроки в свою очередь, должны очень тщательно выбирать слова и линию поведения, а также полностью отдавать себе отчет, что перед ними неизмеримо более могущественная сущность.

Самый важный принцип при наличии богов в кампании – их не должно быть слишком много. Нужно приучить игроков к мысли, что божество можно взывать не потому что «у меня есть такое заклинание», а только в случаях, когда без их помощи ситуацию уже не разрешить. Боги очень занятые существа и у них, как и у любых существ есть свои дела, от которых они очень не любят отвлекаться.

Ещё одна очень важная деталь — бога нельзя считать неким «супермонстром», который хотя и неизмеримо силен, но всё-таки «такой же, как мы». Помните — большинство богов способны уничтожить совершенно ЛЮБОГО героя одной только силой мысли или легким движением руки. Поэтому вступать в контакт с высшей сущностью просто ради интереса или от желания показать свою безмерную крутость – это быстрый путь на тот свет.

Мир и Боги

Несмотря на всё сказанное выше, боги – жизненно важная часть миров фэнтези. С начала времен, каждая культура стремилась объяснить тайны мира, происхождение природных явлений и конечно же найти возможность влиять на судьбу. Почти в каждом случае, этим непознанным силам давали свои имена, приписывали им вполне человеческие «свойства» и таким образом объясняли для себя природу мира, делая её простой и понятной.



Древние верили, что эти могучие существа не видимые глазу смертного обладают колоссальной силой, а потому стремились заручиться их поддержкой, попасть под их покровительство. Им посвящали подарки в виде жертвоприношений, богатств, а иногда и собственных жизней… Так рождались древние боги и ни один мир, выполненный в стиле фэнтези, не будет полным без описания своего божественного пантеона.

Природа богов любого общества, это отражение и катализатор его культуры. Пантеон воплощает взгляд общества на мир, отражая своё влияние и на судьбах героев, на их поведении и том, что побуждает их совершать героические деяния.

Да, именно так! Боги не только определяют картину мира, но и ведут героев по жизни. К примеру, поиск богатства и славы был вполне достаточной причиной для воинственного скандинава, поклоняющегося Тору, чтобы пускаться в дальние морские походы, сулящие горы золота, однако этот путь вряд ли прельстил бы американского индейца, почитающего Великого Духа, и спокойно плывущий на своем маленьком каноэ по тихой глади небольшого озерца.

Что еще более важно, мировоззрение персонажа «включается» в полной мере только тогда, когда привязано к поклонению божеству. Именно в этом случае страх навлечь на себя гнев богов служит прекрасной мотивацией для совершения или напротив не совершения, каких бы то ни было поступков.

Выбор пантеона

На первый взгляд, выбор богов для кампании может оказаться очень не легким делом. Начать нужно с рассматривания природы кампании, затем выбрать пантеон (или пантеоны), стоящий ближе всех «по духу».

Например, для «восточной» кампании, основой может послужить пантеон китайцев или японцев, а для типичного «средневековья» отлично подойдут кельтская, или же скандинавская мифологи. Совсем уж естественно, что выбравшим «античность» ничего не остается как «взять в разработку» пантеоны египтян, греков, или индусов.

В некоторых случаях, ведущий вполне может захотеть использовать даже два или больше пантеонов в своих кампаниях. Хотя к подбору и нужно подойти очень тщательно (каждый пантеон, идет в «комплекте» с собственным специфическим мировоззрением, которое может быть несовместимо с другим пантеоном), это — совершенно правильное решение.

Возможно, что как в древние времена, разным пантеонам поклоняются в различных частях мира. Возможно, две культуры только недавно вошли в контакт друг с другом, и уроженцы каждого общества все еще поклоняются собственным богам. Возможно, даже создать кампанию, в которой люди поклоняются божествам всех пантеонов!

Боги и смертные

Отношения между богами и персонажами игроков примерно такие же, как у людей и муравьёв. То есть, хотя боги и знают о существовании людей, и иногда даже считают их интересными или напротив раздражающими, люди всё-таки едва ли заслуживают их внимания.

Но если человек достаточно глуп, чтобы прогневить бога, он будет замечен почти наверняка — и затем быстро уничтожен, да, да, одним движением пальца.

Однако в отличие от отношений между людьми и муравьями, между богом и его прихожанами существует кое-что ещё. Точная природа этой связи, к сожалению, остается тайной вне понимания смертных, и (как говорят) даже бессмертных существ.

Придется удовлетвориться ответом, что боги по каким-то причинам нуждаются в прихожанах и даже вынуждены иногда влезать в небольшие неприятности по этой причине.

Другое интересное «свойство» богов состоит в том, что их не может убить никто другой кроме более сильного бога, или же равного или меньшего, но использующих некие артефакты. Это означает, что смертный НИКОГДА, не при каких обстоятельствах не может убить бога, даже самого слабого. С помощью артефактов он, правда, может причинить некоторые повреждения или даже прогнать или рассеять божественную сущность, но божество в любом случае вскоре оправиться от нанесенного ущерба. А память у них ой, какая хорошая…

К счастью для таких смелых (но не слишком благоразумных) смертных, даже просто найти бога, а уж тем более сразиться с ним, это уже не легко. Как правило, боги не спускаются сами в мир смертных в своей истинной форме и обитают где-то за пределами нашего понимания.

Опубликовано в журнале «Ночная Ведьма» №0 от 15.04.2009
Перевод: Мэлфис К.
Источник: «Вера и Легенды» (Legends & Lore)