Как дать название космическому кораблю (а также другим вещам, которым требуются названия)?
Опубликовано: 24.10.2018

Корабли – постоянные спутники человечества и верные друзья искателей приключений. Не важно, о чем идет речь — о весельной биреме или звездолете с ядерным двигателем, главная суть, назначение корабля всегда состоит в расширении горизонтов.
Романтический образ, весомый довод в споре двух держав, «островок стабильности» в нехоженых дебрях затерянных островов или далеких галактик – воистину, корабль — это нечто большее, чем просто творение человеческих рук. Недаром именно корабли, из всех творений разумных существ, чаще всего имеют собственные имена!
А каким должно быть имя судна? Конечно звучным, смелым, дерзким… короче, тут собрана такая взрывоопасная смесь из традиций, суеверий и потрясающих идей вышестоящего начальства, что хватит на целую книжку. Об этом сегодня и поговорим.
Правда, сразу предупреждаю – большая часть того, о чем пойдет речь далее касается скорее фантастики, а не фэнтези, а корабли, таким образом, будут не морскими, а космическими. Впрочем, провести аналогии будет не сложно.
Из чего состоит название корабля
Вообще, если вы полистаете взаправдашние корабельные справочники, то заметите любопытную деталь: название корабля обычно состоит из двух частей: собственно, наименования судна и префикса.
Префикс обычно представляет собой сокращенное написание типа корабля, страны принадлежности или особенности культуры народа, которому принадлежит судно. За примерами ходить далеко не надо:
- ОИС «Янтарь» — Океанографическое исследовательское судно «Янтарь» — префикс указывает на тип судна
- HMS «Белфаст» — Her Majesty’s Ship, т.е. «Корабль Её Величества «Белфаст»» — префикс указывает на принадлежность к военному флоту Великобритании.
Префикс обычно не используется в быту и служит своего рода справочной информацией, для простоты можно выбрать для своего игрового мира какую-то общую классификацию, чтоб не создавать путаницы.
Непосредственно наименование судна больше зависит от традиций того или иного флота и по-хорошему, должно быть «говорящим», то есть, чтобы просто услышав название, в голове уже сложился определенный образ – как самого корабля, так и его владельцев.
Вряд ли «Утренняя звезда» будет тяжелым крейсером, «Драконье пламя» окажется прогулочным теплоходом, а «Пасть Урука» — эльфийским фрегатом.
Также, кроме наименования и префикса, у корабля есть и идентификационный номер, под которым судно числилось при постройке. Если префикс и наименование могут меняться со временем, то номер останется неизменным на протяжении все жизни корабля.
Обычно номер выглядит как обозначение по типу CVN-12, где буквы будут означать тип, а цифры – номер в серии. Для наглядности вместо набора букв можно писать осмысленное название серии, например, как в примере №2 ниже. Такой подход облегчает идентификацию судна и упрощает ведение записей.
- Т.К.К. «Неувядающая слава» (KТ-14-3)
- Д.К.Р. «Бесстрашный» (Кречет-11)
- Т.Г.Т. «Тиранское содружество» (CMX-55)
На этом с теорией покончено и мы переходим к практике именования кораблей!
Префикс
Вот табличка с примерами того, как можно создать собственные префиксы для ваших космических кораблей. Префиксы можно чередовать, объединять или полностью перекраивать под свои нужды.
| № | Префикс | Расшифровка | 
| 1 | [1] Г [2] | [1] Галактический [2] | 
| 2 | [1] К [2] | [1] Космический [2] | 
| 3 | [1] М [2] | [1] Межзвездный [2] | 
| 4 | [1] КК | [1] Космический корабль | 
| 5 | ГК | Галактический корабль | 
| 6 | СГ | Станция с гелиоцентрической орбитой | 
| 7 | МКК | Межпланетный космический корабль | 
| 8 | АКС | Автоматическая космическая станция | 
| 9 | УКС | Универсальный космический транспорт | 
| 10 | БЗ/ТЗ | Боевой/транспортный звездолет | 
[1] – буква обозначающая либо сокращенное обозначение характеристики корабля (тяжелый, транспортный и т.п.), либо сокращенное обозначение владельца корабля. К примеру, ТКК – Тиранский Космический Корабль или Тяжелый Космический Крейсер.
[2] – буква обозначающая сокращение типа корабля (К – Крейсер, Л – линкор и т.п.).
Имя для корабля
Ну, а когда с префиксом определились (если решили обойтись без него – так ничего страшного), сделайте бросок 1d10 и по выпавшему значению определите к какой таблице перейти.
В таблицах ниже я привожу лишь по 20 первых пришедших на ум примеров, мы можете расширять и увеличивать их как желает душа. Так как вариантов названий может быть просто невероятное количество, в качестве примеров использованы только общие, базовые варианты.
Поэтому не стесняйтесь (и даже напротив: старайтесь!) добавить к выпавшему названию какой-либо цветастый эпитет (цвет, особенность, личное качество), к примеру, пусть ваш космический корабль зовется не просто «Дракон», а «Черный дракон», «Алмазный дракон» или «Драконий рык».
| № | Значение | 
| 1 | Животное/Чудовище | 
| 2 | Бой/Военный термин | 
| 3 | Событие | 
| 4 | Известные/легендарные существа или личности | 
| 5 | Шутка | 
| 6 | Место | 
| 7 | Тема сверхъестественного | 
| 8 | Научная/космическая тема | 
| 9 | Другое / Случайная тема | 
| 10 | Классические имена | 
Животное/Чудовище
Животные – классическая неисчерпаемая тема популярная и в морских и в космических флотах.
Обычно названия в честь животных и чудовищ отражают облик или назначение судна. Быстроходные и маленькие суда обычно именуются в честь мелких проворных птиц и зверьков, в то время как внушающие трепет исполины любого флота, носят имена мощных и сильных существ, чтоб одно имя говорило – попробуй только тронь!
Чайка, Дельфин, Морская звезда – вполне подходящие имена для торговых или посыльных судов.
Королевские суда и флагманы флота конечно же носят имена «благородных» зверей типа льва, орла или грифона, в то время как пираты запросто выбирают для своих судов имена совсем «не боевых» существ – достаточно вспомнить «Моржа» Джона Флинта.
| № | Значение | 
| 1 | Медведь | 
| 2 | Жук | 
| 3 | Голубь | 
| 4 | Дракон | 
| 5 | Орел | 
| 6 | Грифон | 
| 7 | Акула | 
| 8 | Ястреб | 
| 9 | Оса | 
| 10 | Гончая | 
| 11 | Лев | 
| 12 | Мантикора | 
| 13 | Минотавр | 
| 14 | Соловей | 
| 15 | Пантера | 
| 16 | Ящер | 
| 17 | Змей | 
| 18 | Скорпион | 
| 19 | Ёж | 
| 20 | Тигр | 
Бой/Военный термин
Очень редко судно названное «боевым» именем предназначено для чего-то ещё кроме боя. Логично, что и в этом случае имя как-то отражает боевые качества корабля – «Перехватчик» будет самым быстрым во флоте, а «Молот войны» — без сомнения грозным и тяжеловооруженным.
| № | Значение | 
| 1 | Мститель | 
| 2 | Берсерк | 
| 3 | Забияка | 
| 4 | Стрелец | 
| 5 | Молот | 
| 6 | Бесстрашный | 
| 7 | Дерзкий | 
| 8 | Неудержимый | 
| 9 | Разрушитель | 
| 10 | Эскалибур | 
| 11 | Перехватчик | 
| 12 | Паладин | 
| 13 | Искупитель | 
| 14 | Доблестный | 
| 15 | Отважный | 
| 16 | Кастет | 
| 17 | Гремящий | 
| 18 | Неотразимый | 
| 19 | Лезвие | 
| 20 | Страж | 
Событие
Очень широкий класс названий, но в основном, встречающийся во-первых больших, во-вторых у «государственных» кораблей. Подобные имена даются в честь какого-то значимого события, обычно в двух случаях: чтобы вдохновить старыми победами на новые подвиги («Победа при Пеленоре») или, чтобы напомнить о пугающих и гнетущих страницах истории и не допустить их повторения («Падение Аркадии»).
Так как имена «официальные», они часто бывают очень длинными, из-за чего в простонародье сокращаются (к примеру, за названием «Великий Союз» или даже ещё проще «Союз», обязательно скрывается что-то типа «50 лет Великому Союзу трех королевств Дилатии») и для непосвященного человека могут звучать совершенно нелепо (как «Три царя», например).
Зато за каждым из таких названий скрывается интересная история или легенда!
| № | Значение | 
| 1 | Столетняя война | 
| 2 | Артурианский разгром | 
| 3 | Вознесение Геркула | 
| 4 | Коронация Аугрима | 
| 5 | Освобождение Фиретты | 
| 6 | Низвержение ереси | 
| 7 | Тысячелетний шторм | 
| 8 | Троянская осада | 
| 9 | Падение Аркадии | 
| 10 | Восхождение Эридеи | 
| 11 | Победа при Пеленоре | 
| 12 | Изгнание кентавров | 
| 13 | Три царя | 
| 14 | День независимости | 
| 15 | Ледовое побоище | 
| 16 | 100 лет Конституции | 
| 17 | Великий Союз | 
| 18 | Эра Возрождения | 
| 19 | Революция | 
| 20 | Счастливое знамение | 
Известные/легендарные существа или личности
А вот корабельные названия связанные с именами реальных или почти реальных действующих лиц (я добавил в список немножко фантастики, но обратите внимание, здесь не должно быть богов, чудовищ и т.п.) – хотя и очень атмосферны, но все же довольно сложны для сочинения.
Советую всё же взять пару «личных» названий, позаимствованных из вашего игрового мира (имя правителя или выдающегося мага/ученого/героя) – как уже отмечалось выше, они очень органично смотрятся в игре и к тому же, также как названия связанные с событиями, обязательно несут в себе какую-то занимательную историю – ведь в честь кого попало корабли не называют!
| № | Значение | 
| 1 | Агамемнон | 
| 2 | Александр Великий | 
| 3 | Азимов | 
| 4 | Фемистокл | 
| 5 | Вашингтон | 
| 6 | Илья Муромец | 
| 7 | Адмирал Нахимов | 
| 8 | Ричард I | 
| 9 | Королева Виктория | 
| 10 | Пратчет | 
| 11 | Мария Кюри | 
| 12 | Черная борода | 
| 13 | Джек Потрошитель | 
| 14 | Цезарь | 
| 15 | Зеон | 
| 16 | Аттила | 
| 17 | Хан Соло | 
| 18 | Тарзан | 
| 19 | Юрий Гагарин | 
| 20 | Святитель Филарет | 
Шутка
В списке ниже примеры легкомысленных или забавных названий кораблей, которые уместны для «частников», личных яхт и небольших торговых судов. Как правило, рождение таких названий связано с каким-то забавным или памятным происшествием из жизни владельца.
Однако иногда в список «шуток» корабли и их названия попадают случайно. Помните, как в популярном некогда мультфильме про капитана Врунгеля яхта «Победа» после потери двух первых букв превращается в «Беду»? А уж сколько «неприличных» слов можно прочитать на бортах кораблей из чужих стран… Одним словом, есть над чем задуматься – кто знает, какие ассоциации вызовет название вашего судна у зевак в иностранном порту. То что для одних шутка, для других может звучать как проклятье.
Ещё один вид «шуточных» названий строится на контрасте – когда судну присваивается имя совершенно не свойственное для него (к примеру бриг «Счастливое Избавление» кровожадного капитана Шарки у Артура Конандойля). Юмор в таких случаях, часто бывает мрачноват.
| № | Значение | 
| 1 | Соломенный парус | 
| 2 | Электробуги | 
| 3 | Танцующий с ветром | 
| 4 | Летучая рыбка | 
| 5 | Счастливчик | 
| 6 | Хвост Кракена | 
| 7 | Рыбный дед | 
| 8 | Дельфинья упряжка | 
| 9 | Морской пони | 
| 10 | Попробуй догони! | 
| 11 | Старый приятель | 
| 12 | Барабулька | 
| 13 | Беспечный бродяга | 
| 14 | Нырок | 
| 15 | Морская корова | 
| 16 | Бездонный трюм | 
| 17 | Крысиное гнездо | 
| 18 | Сельдяной король | 
| 19 | Заклинатель волн | 
| 20 | Чемпион морей | 
Место
Наименование в честь какого-то места – одно из самых простых, которое можно придумать буквально не отходя от кассы. И этим надо пользоваться: если вдруг нужно придумать название «здесь и сейчас» — берите именно название в честь места характерного для вашего игрового мира :). Обычно называют корабли в честь:
- Своей страны
- Крупного города
- Всемирно известных областей мира (чудес света)
| № | Значение | 
| 1 | Арктика | 
| 2 | Бостон | 
| 3 | Каир | 
| 4 | Сибирь | 
| 5 | Осло | 
| 6 | Москва | 
| 7 | Париж | 
| 8 | Сахара | 
| 9 | Рейкьявик | 
| 10 | Торонто | 
| 11 | Америка | 
| 12 | Суматра | 
| 13 | Иртыш | 
| 14 | Байкал | 
| 15 | Ямайка | 
| 16 | Ямал | 
| 17 | Мадрид | 
| 18 | Лена | 
| 19 | Эльбрус | 
| 20 | Сунгари | 
Тема сверхъестественного
«Сверхъестественные» имена очень соблазнительны, однако не так распространены, как это может показаться на первый взгляд. Моряки (и космоходы!) народ суеверный, поэтому не всякий наймется на корабль, который называется, к примеру «Вопль баньши». У некоторых народов может быть табу на «сверхъестественные» имена, и как правило у «официальных» кораблей если имена такого типа и встречаются, то редко и в наиболее положительных и величественных формах.
| № | Значение | 
| 1 | Оборотень | 
| 2 | Ангел | 
| 3 | Астрал | 
| 4 | Сатир | 
| 5 | Демон | 
| 6 | Призрак | 
| 7 | Фенрир | 
| 8 | Эфир | 
| 9 | Джинн | 
| 10 | Мистик | 
| 11 | Некромант | 
| 12 | Полтергейст | 
| 13 | Русалка | 
| 14 | Вампир | 
| 15 | Тиамат | 
| 16 | Леший | 
| 17 | Гидра | 
| 18 | Бес | 
| 19 | Дух | 
| 20 | Цербер | 
Научная/космическая тема
Вполне дежурная «космическая» тема для названия звездолета, особенно хорошо, «по фантастическому» смотрится с цифрами: «Фотон-31» или «Спектр №13» — чудесные нейтральные названия для транспортных или исследовательских кораблей.
Естественно не нужно ограничиваться только космосом, многие термины из областей химии и биологии также легко превращаются в «фантастическое» название!
| № | Значение | 
| 1 | Альфа | 
| 2 | Астероид | 
| 3 | Атом | 
| 4 | Бета | 
| 5 | Звездочет | 
| 6 | Электрон | 
| 7 | Комета | 
| 8 | Туманность | 
| 9 | Нейтрон | 
| 10 | Галактика | 
| 11 | Космос | 
| 12 | Фотон | 
| 13 | Пульсар | 
| 14 | Квант | 
| 15 | Сверхновая | 
| 16 | Скорость | 
| 17 | Квазар | 
| 18 | Спектр | 
| 19 | Горизонт | 
| 20 | Орбита | 
Другое / Случайная тема
Ну и самое любимое, «другое». Эта табличка с примерами отличается от всех других полным отсутствием конкретики – идей для названий здесь может быть сколько угодно, главное помнить, что каждое их полей в таблице это не готовая идея, а «ящик с идеями». Чтобы было проще включить воображение, в скобках я привел некоторые примеры.
Иными словами, звездолет «Одежда-11» возможно будет неплох, однако «Звездный плащ» все-таки звучит лучше.
| № | Значение | 
| 1 | Книга или сказание (Конституция, Старшая Эдда) | 
| 2 | Одежда или доспех (Плащ, Ремень, Панцирь) | 
| 3 | Цвет или вид (Кровавый, Сверкающий, Алый) | 
| 4 | Минерал/Металл (Кобальт, Сталь, Палладий) | 
| 5 | Эмоция (см. ниже) | 
| 6 | Спорт (Метатель молота, Бегун, Фехтовальщик) | 
| 7 | Предмет (см.ниже) | 
| 8 | Природные явления (Гроза, Самум, Вихрь) | 
| 9 | Драгоценный камень (Сапфир, Рубин, Изумруд) | 
| 10 | Юридический термин (Законник, Приговор, Палач) | 
| 11 | Механизмы и инструменты (Шестерня, Отбойник, Напильник) | 
| 12 | Часть тела (см.ниже) | 
| 13 | Медицинский термин (скальпель, шприц, пульс) | 
| 14 | Фраза / Высказывание («Не-тронь-меня», «Пришел, увидел, победил») | 
| 15 | Музыкальный инструмент (Лира, Флейта) | 
| 16 | Дерево (Дуб, Ясень, Осина) | 
| 17 | Оружие (см.ниже) | 
| 18 | Национальность/раса (Египтянин, Африканец, Бушмен) | 
| 19 | Часть корабля (Мачта, Парус, Киль) | 
| 20 | Путешествия (Компас, Секстант, Лот) | 
Классические имена
Ну а здесь, все с одной стороны проще, а с другой – сложнее, чем в других таблицах.
Проще с той стороны, что сразу есть обе части названия (в других таблицах только одна часть, как я уже приводил пример выше – если в «чудовищах» вам выпал Дракон, вы сами можете определить какой это будет дракон: черный, электрический или пьяный), а сложнее с той, что сочинить придется тоже обе части.
Впрочем, это весьма просто: [ДЕЙСТВИЕ] [СВЕРХЕСТЕСТВЕННОЕ], это, например, уже упоминавшийся «Крик Баньши», а [ЭМОЦИЯ] [ГЕРОЙ], например – «Гнев Геракла».
| № | Значение | 
| 1 | [ОРУЖИЕ] [БОЖЕСТВО] | 
| 2 | [ОРУЖИЕ] [ГЕРОЙ] | 
| 3 | [ОРУЖИЕ] [МЕСТО] | 
| 4 | [ЧАСТЬ ТЕЛА] [БОЖЕСТВО] | 
| 5 | [ЧАСТЬ ТЕЛА] [ГЕРОЙ] | 
| 6 | [ЧАСТЬ ТЕЛА] [ЧУДОВИЩЕ] | 
| 7 | [ЭМОЦИЯ] [БОЖЕСТВО] | 
| 8 | [ЭМОЦИЯ ] [ГЕРОЙ] | 
| 9 | [ЭМОЦИЯ ] [СВЕРХЕСТЕСТВЕННОЕ] | 
| 10 | [ЭМОЦИЯ ] [ЖИВОТНОЕ] | 
| 11 | [ДЕЙСТВИЕ] [ГЕРОЙ] | 
| 12 | [ДЕЙСТВИЕ] [СВЕРХЕСТЕСТВЕННОЕ] | 
| 13 | [ДЕЙСТВИЕ] [ЖИВОТНОЕ] | 
| 14 | [ДЕЙСТВИЕ] [БОЖЕСТВО] | 
| 15 | [ДРАГОЦЕННЫЙ КАМЕНЬ][ЖИВОТНОЕ] | 
| 16 | [ДРАГОЦЕННЫЙ КАМЕНЬ][МЕСТО] | 
| 17 | [ЦВЕТ] [ЖИВОТНОЕ] | 
| 18 | [МЕТАЛЛ] [ЧУДОВИЩЕ] | 
| 19 | [ПРЕДМЕТ] [БОЖЕСТВО] | 
| 20 | [ПРЕДМЕТ] [МЕСТО] | 
Чтобы было проще, для всех таблиц вам могут пригодится следующие часто используемые варианты:
- [ОРУЖИЕ]: Меч, Секира, Копье, Трезубец, Лук, Стрела, Кинжал.
- [БОЖЕСТВО]: Один, Тор, Фрея, Зевс, Посейдон, Аполлон, Афина, Аид, Анубис, Ра.
- [ГЕРОЙ]: Геракл, Ахиллес, Одиссей, Гильгамеш, Артур, Святогор.
- [ЧАСТЬ ТЕЛА]: Глаз, Рука, Нога, Грудь, Кулак, Сердце.
- [ЭМОЦИЯ]: Гнев, Отчаяние, Страх, Ненависть, Надежда, Любовь, Жалость, Радость, Торжество, Веселье.
- [ДЕЙСТВИЕ]: Вознесение, Отречение, Победа, Атака, Освобождение, Возрождение.
- [ПРЕДМЕТ]: Молот, Лютня, Кисть, Наковальня, Весло, Фонарь, Арфа, Коса, Серп, Колесо.
Этом все, полагаю, что материала более чем достаточно не только для того, чтобы раздать имена любой посудине в вашей игровой кампании на 10 игр вперед. Кроме того, так как названия крепостей, группировок, организаций и т.п. вещей строятся по схожим принципам, полученные навыки вы можете применять и в сугубо сухопутных приключениях.
До новых встреч!
Русский текст: Александр «Мэлфис К.» Фролов. Источник: Штормовая башня, оригинальная идея: Starship Kit, Vol 1 (Ennead Games)
Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте и будьте в курсе всех изменений.



