Опубликовано: 01.01.2017

Spelljammer – сеттинг Всевластья

При поддержке сайта: www.spelljammer.ru

Автор статьи: Дрого, хоббит*

Исторические изыскания и консультации автора: Sergei the Sage.

Единое, чтоб всеми править,
Единое, чтоб все сыскать,
Единое, чтоб их собрать
И в цепь сковать**

Часть первая: откуда есть пошел Spelljammer

Каждый сеттинг уникален по-своему. Но чтобы лучше понять их уникальность, рассматривать их надо не по отдельности, как это принято в наших статьях, посвященных «Подземельям и Драконам», а вместе, и в хронологическом порядке.

Итак, все началось не то в 1972, не то еще раньше. Дейв Арнесон написал сценарий для военной игры Гэри Гайгекса, в котором игроку предстояло командовать не армией, или отрядом, а всего лишь одним бойцом. Говорят, что с этого сценария и пошли все ролевые игры – не знаю, я его не читал. Но уже осенью 1973 появляется первый том правил D&D «Люди и магия». Еще два тома – «Монстры и сокровища» и «Приключения в подземном мире и глухомани» — выйдут в следующем году, а поскольку они продавались набором по три книги, то и датой создания игры принято считать 1974.

В то далекое и мифическое время никто и слова такого не знал, «сеттинг». Гайгекс водил своих игроков по подземельям замка «Серый Ястреб», Арнесон – по глухомани в окрестностях «чудного болота» Чернотопья, но о большом мире не было известно ничего. И патриархов это устраивало. Могут спросить, а как же два первых приложения к игре, «Серый Ястреб» и «Чернотопье»? Увы, это были расширения и дополнения базового набора: новые классы, новые заклинания, новые предметы, монстры и типы ловушек, но… ни о мире «Серого Ястреба» (будущая планета Семля – Oerth), ни о мире «Чернотопья» (будущая планета Мистара – от mystery, «тайна», название планеты пока переводить не принято) не было сказано ни слова.

Шли годы, ушел, хлопнув дверью Арнесон, создав свою, конкурирующую фирму «Гильдия судей». Чтобы не платить ему за использование названия «Чернотопье», мир, где располагалось это болото, торжественно переименовали в «Мистару». В 1977-79 создается новая игра – «Улучшенные Подземелья и Драконы», причем Гайгекс свое детище «Серый Ястреб» переделал под новые правила, а «Мистару-Чернотопье» оставил как есть под старые «Подземелья и Драконы», заповедав при этом, чтобы отныне и впредь было две игры, AD&D и D&D, причем «Мистара» должна целиком и полностью относиться к первой, более примитивной системе.



Таким образом, возникли не только две игры, но и два разных мира. Потом к ним добавился третий – «Сага о Копье», планета Кринн. Для «Саги» использовались слегка отличные от традиционных AD&D правила, но это никого не смущало – видимо потому, что сами правила Первой Редакции были довольно размытыми и нечеткими, а в журнале «Дракон» регулярно печаталась не только новая информация по миру, но и новые классы, новые расы, новые правила. Зато стало наконец ясно, что количество планет не совпадает с количеством игр: игры-то, по прежнему, было две, а планеты уже три! Затем, в рамках все той же Первой Редакции AD&D появились «Восточные Приключения», которые пока бомжевали (кто не верит, на Семле на месте Японии находятся острова Пенной Гряды, т.е. старое доброе фэнтези a-la средневековая Европа), а чуть позже – и «Забытые Царства». Для последних была создана планета Абейр-Торил, куда впоследствии и откочевали «Восточные Приключения», поменяв свое название на «Кара-Тур».

Тем временем, накопилось не только много новых сеттингов/миров, но и изменений и дополнений в правилах. Все это привело к необходимости создать новую, Вторую Редакцию AD&D. При этом перед создателями новой Редакции встал вопрос, а как же увязать между собой эти три планеты, живущие по единым правилам (насчет единых правил – это, конечно, натяжка, но… нет в мире ничего идеального)? И вот специально для этого, с целью объединить эти три планеты не только правилами, но и игровой средой, и был создан сеттинг «Spelljammer» — «Летучий Корабль». Теперь-то герой мог попросту сесть на корабль на своей родной планете и отправится искать приключения на двух остальных планетах.

Правда и здесь не обошлось без натяжек: AD&D и D&D относились к разным Вселенным, переход между которыми был практически невозможен (более подробно см. ст. «Вверх, вдаль и за пределы» Б.А. Херда, журнал «Дракон» №160, перевод есть на нашем сайте).

Дальнейшая история развития AD&D к «Летучему Кораблю» уже не относилась. А жаль.

Часть вторая: что есть Spelljammer

Подобно тому, как «Сага о Копье» была первым сеттингом Первой Редакции AD&D (первый блин сами знаете какой), «Летучий Корабль» стал первым сеттингом Второй Редакции (с аналогичными последствиями).

Сначала был выпущен коробочный набор «Летучий Корабль – Приключения в Космосе». Он состоял из двух книг: правил и описания, и 24 карточек с палубными планами кораблей (вообще, карточки из коробочных наборов – это тема для отдельного экскурса в историю TSR и ролевых игр, но мы сейчас его делать не будем). Книга правил делилась на пять глав, которые весьма произвольно соответствовали четырнадцати главам «Справочника Игрока» (PHB 2nd Ed.) – то есть, не соответствовали вообще. Лично у меня сложилось впечатление, что авторами сеттинга «Летучий Корабль» рассматривался исключительно как вспомогательный материал – исключительно, чтобы сделать возможными не только межсеттинговые путешествия из классической фэнтези Файруна в восточную фэнтези Кара-Тура и наоборот, но и путешествия между мирами.

Конечно, потом сеттинг зажил своей жизнью, появлялись новые книги, коробочные наборы и статьи в журналах, и постепенно из просто транспортного средства «Летучий Корабль» стал принципиально новым взглядом на поиск приключений.

Всего в рамках сеттинга «Летучий Корабль» вышло четыре коробочных набора: «Приключения в Космосе», «Легенда Летучего Корабля», «Спутник Боевого Капитана» и «Скопление Астромунди (Звездный мир)». Первый набор позволял вполне прилично использовать летучие корабли как транспортные средства наземников – но вот как играть именно космоходами, там скромно умалчивалось. «Легенда» и «Скопление» — это самостоятельные подсеттинги в рамках «Летучего Корабля», подобно «Аль-Кадиму» или «Подземью» в рамках «Забытых Царств». «Легенда» состоит из трех книг: собственно легенды о Летучем Корабле (это еще и имя собственное, вроде «Летучего Голландца»), книги-описания, где описан этот сравнимый с небольшой планетой исполин, и книги с приключениями. Плюс к этому – новые карточки с новыми кораблями. «Скопление» тоже состоит из трех книг – описание для игрока, описание для ведущего и идеи приключений — и многих карточек, догадайтесь с чем. И последний коробочный набор, «Спутник Боевого Капитана» дополняет и расширяет правила для персонажей космоходов. Там уже ставшие традиционными три книги – новые, более подробные правила для космических боев, каталог всех придуманных на тот момент летучих кораблей и книга правил. Ну и, само собой, карточки с планами кораблей и прочей полезной информацией, куда ж без них!

Кроме коробочных наборов было выпущено семь книг-приложений и один экран Хозяина Подземелья – все восемь имеют сквозную номенклатуру SJR (по идее, «R» означает «справочное приложение», но это по идее – жизнь гораздо разнообразнее!). Первым идет «Затерянные Корабли» — книга пера известного мага Эльминстера, куда вошло многое из того, что должно было бы войти в первый коробочный набор – новые навыки, очередная порция заклинаний, кораблей и прочего оснащения, плюс, что самое важное, идеи для качественно новых приключений. SJR2, SJR6 и SJR7 – это описания хрустальных сфер, содержащих планеты, унаследованные от Первой Редакции: «Космос Царств», «Серый Космос» и «Криннский Космос». Вкратце описаны все планеты этих систем, ландшафт, климат, основные расы, НИПы и идеи приключений. SJR3, Экран Хозяина Подземелья, штука полезная, но увы, распечатывать его надо на одном большом листе картона, так что для наших игроков это недостижимая роскошь. SJR4, «Практическая Планетология» — описание еще 15 новых планет, которые можно всунуть куда будет угодно Хозяину Подземелья. SJR5, «Скала Брол» — подробное описание планетоида, впервые упомянутого в «Приключениях в Космосе». Кто есть кто, что есть где, и как найти неприятностей-приключений. SJR8, «Космические Логова» — сборник мини-приключений на одно логово (тут не помешал бы еще один экскурс в историю D&D/AD&D).

Также в рамках очередной непонятно куда относящейся серии «Справочное приложение кампаний», которую у нас ошибочно принято относить к серии «Полных Справочников Игрока», вышел « Полный Справочник Космохода», который, по идее, и следует считать «Книгой Правил» для сеттинга «Spelljammer». Другими словами, правила этого сеттинга разбросаны по четырем книгам: «Арканному Космосу» из стартового коробочного набора, «Затерянным Кораблям», «Полному Справочнику Космохода» и первой книге из коробочного набора «Спутник Боевого Капитана». Еще можно добавить третью книгу из этого набора, но она больше рассчитана на любителей военной игры, т.е. своеобразный BATTLESYSTEM (ждете очередного экскурса? Правильно, но не сейчас).

Не обошлось и без двух приложений «Компендиума Монструозностей» — в просторечии «монстрятников», седьмого и девятого. Вообще, в TSR было принято листы с новыми монстрами печатать где угодно, включая журналы «Дракон», «Полиэдр» и «Подземелье». По моим подсчетом всего было 175 новых монстров (некоторые занимали по два листа), из них в седьмом и девятом монстрятнике описаны только 108.

Были и приключения, куда ж без них. Правда, они явно носят на себе следы спешки. Первое приключение SJA1 «Дикий Космос», выводит наземников в космос. Второе SJA2, «Череп и бушприты» – своеобразная книга логов, это много мини-приключений, сгруппированных по основному противнику/НИПу в четыре группы: пираты (первая и пятая главы), всякая пакость (that is not dead, which can eternal lie – вторая глава), чужие расы (третья) и монстры пустоты (четвертая). Третье приключение SJA3, «Хрустальные Сферы» вместо разнообразных противников наоборот вводит одного негодяя эпического уровня, который скачет от героев по разным – и очень экзотичным – сферам и планетам. Это приключение должно показать, что «Летучий Корабль» это не только вспомогательный сеттинг-связка, и даже не обычный самостоятельный сеттинг с пиратской/морской романтикой, но еще и сеттинг с исследованием неизведанного. Причем сильно неизведанного, настолько, что персонажи могут усомниться в собственном рассудке. Четвертое SJA4, «Под Темным Кулаком» замышлялось как эпическое приключение, уж больно супостат мощен, но… Сравните этот модуль на 64 страницы с 12 модулями по 32 страницы из «Саги о Копье». Скорее SJA3 и SJA4 можно отнести к разряду приключений, рассчитанных на высокоуровневых и думающих персонажей.

Два других приключения, «Возвращение Гоблинов» и «Сердце Врага» претендуют на мини-кампанию. Опять же, эпического в них только требования к уровню персонажей и то, что от выигрыша/проигрыша зависит судьба чуть ли не всего космоса (ой, не верю).

Кроме того, по сеттингу выходили статьи и приключения в журналах «Дракон», «Полиэдр» и «Подземелье», было написано шесть романов (у нас не издавались) и три рассказа.

В 1999 году все прогрессивное человечество ожидало, что на десятилетие сеттинга и двадцатипятилетие игры «Подземелья и Драконы» выйдет новое, исправленное и дополненное издание стартового набора, но, увы, ему предстояло разочароваться. Сеттинг зачем-то был свернут, остался лишь англоязычный сайт, который занят переделкой «Летучего Корабля» Второй Редакции под Третью. Единственное, что мне понравилось в этом сайте, это полный список всего, что было издано в рамках сеттинга, и всего, что только имело к нему отношение. Надо будет разместить этот список и на русскоязычном сайте.

Эпилог: мы говорим «Spelljammer», подразумеваем «Летучий Корабль»

В этом году появился русскоязычный сайт, посвященный одноименному сеттингу. Пока мы заняты переводом на русский язык того, без чего ну никак нельзя обойтись (правила, монстры, кое-что из приключений). Сейчас на сайте есть: книга правил «Арканный Космос от А до Я» из набора «Приключения в Космосе», несколько монстров из разных источников, три приключения из «Космических Логов», статья «Вверх, вдаль и за пределы», и материалы, которые хоть и не относятся к сеттингу «Летучий Корабль», но без которых тоже нельзя. Это «Справочник/руководство игрока» в переводе кендера Филигона, глава из DMGR8 «Мудрецы и Специалисты», где описан новый класс «целитель» (дело в том, что во флогистоне жрецы не имеют доступа к своим божествам, а лечить команду кому-то все равно надо), и две статьи из «Книги Артефактов», описывающих знаменитые артефакты мира «Летучего Корабля»: артетопку и саблю Черный Корабль.

Вообще, следует заметить, что поскольку «Летучий Корабль» замышлялся, да и получился, неким метасеттингом, или же «сеттингом всевластья», то в его рамках можно использовать все артефакты, расы, классы, умения и т.д., которые обычно считаются уникальными для одной из трех основных планет Вселенной AD&D. Особо полезной, на мой взгляд, будет «Полная книга гуманоидов», где не только описаны двадцать новых рас наземников, но и подробно разбираются вопросы о расовой нетерпимости и чуждости (где достать кольчугу для кентавра, или сколько жрет великан-людоед – весьма немаловажные вопросы, особенно в диком космосе или флогистоне). Еще можно порекомендовать такой сеттинг, как «Темное Солнце» — там тоже эти вопросы затрагиваются.

***

Подведем итоги: есть три точки зрения на сеттинг «Летучий Корабль». Первая – это всего лишь способ переносить полюбившихся персонажей и их противников из одного сеттинга в другой, вторая – возможность играть торговые/пиратские кампании, третья – возможность отправиться на поиски неизведанного, и найти такое, ну такое, что просто слов нет, все зависит от фантазии Хозяина Подземелья.

Примечания

*Я почему такой мерзкий (Обаяние 4) был? Потому что у меня летучего корабля не было! А теперь я сразу добреть начну. Дрого.

**Некоторые хоббиты явно неравнодушны к теме Колец. Sergei the Sage.