Опубликовано: 04.01.2017

Будучи по природе своей заправским лентяем, я терпеть не могу куда-либо выбираться, даже для такого в общем-то «благородного» занятия, как ролевые игры. Кстати говоря, возможно именно от этой лени я и стал в свое время проводить собственные игры — это же так здорово, идти никуда не надо, а люди сами идут к тебе, да еще и вкусненького принесут!
Но даже такой выход из ситуации помогает не всегда. Вечная занятость, все эти «ах дела, дела» отнимают даже мельчайшие крупицы свободного времени, и на игру его уже не остается… Но желание поиграть-то от этого не проходит! Причем хочется поиграть прямо здесь и сейчас, не вставая со стула и не утомляя себя расчетом каких-то характеристик персонажа.
В такие моменты кажется — все, еще немного, и со злости придется запускать какой-нибудь World of Warcraft. Тут-то на ум и приходит почти уже позабытая, но тем не менее все еще достаточно «мощная» штука — игры в «общественных» чатах, основанные на литературном отыгрыше.

Для начала, что это за фишка такая, о которой мы так часто упоминаем, «литературный отыгрыш»? На самом деле все просто: литературный отыгрыш — это детальное и последовательное описание всех действий, совершаемых игровым персонажем. Считается, что любое действие, о котором игрок не упомянул, не произошло.
Например, если ваш герой входит в комнату, в которой находятся еще несколько человек, здоровается со всеми, а те в свою очередь не обращают на него никакого внимания, по правилам «литературной игры» считается, будто они действительно не видят вашего протеже — он же не объявил того, как он попал вовнутрь!
Звучит это для людей «непосвященных» достаточно туманно и даже забавно — «постучав в дверь и подождав для порядка пару секунд, отворил ее и вошел в помещение», но понаблюдав за игрой хотя бы в течение пары минут, все становится ясно как день.
Важным ключевым отличием подобных игр от всех остальных жанров является именно «невидимость», виртуальность собеседника. Благодаря ей в литературной игре вы лишены возможности использовать привычные зрительные и слуховые способы восприятия действительности и вынуждены додумывать, дорисовывать все происходящие события в своем воображении. Другими словами, игра проходит главным образом в вашей голове.

В чат-играх (имеются в виду HTML-чаты, mIRC разновидность чатов в этом плане куда гибче) существуют и свои правила игрового этикета, например *в звездочках* чаще всего описывается действие персонажа, (в скобках) пишутся уточнения действий, а иногда и «мысли в слух», которые любой может уловить по выражению лица или жесту.
Знаком «/» отделяются «неигровые» реплики, которые хотя и нежелательны, но в игре присутствуют всегда.

Еще пару лет назад такие сервисы бесплатных чатов как chat.narod.ru или chat.mail.ru были буквально наводнены всевозможными игровыми локациями — замками, пещерами, обителями, соединенными многочисленными порталами ведущими в разные миры. Заходи и выбирай игру себе по вкусу – кому-то нравится мрачное (или не слишком) средневековое фэнтези, кто-то желает исследовать космические просторы, а кто-то устраивает косплей-посиделки, где никто никого не обвинит в некачественно сделанном костюме. Еще бы!
Герои-то виртуальные, за строками текста не видно их обладателей, а уж «литературно» описать своего героя может каждый. В остальном — дело лишь за воображением играющих.

В наше время чат-игры хотя и значительно сдали позиции, но при определенном везении и желании и сейчас можно найти как хороших игроков, так и «свою» игру.

Кто-то возразит мне — кому вообще нужен этот «литературный отыгрыш» в наш «век технического прогресса», когда полным-полно ролевых игр с графическим интерфейсом? На что я, ничуть не смутившись, отвечу: если все, что ты хочешь получить от ролевой игры, это очередной «левел ап» или «меч +5» — то да, конкретно тебе это действительно не нужно. Правда тебе и сами ролевые игры нафиг не сдались, но это уже совсем другой разговор… А вот если хочется сыграть во что-либо, где на первый план выходит не «рубилово/мочилово», а именно «социальная» часть внутриигровых взаимоотношений. Где, если ты не ОТЫГРАЕШЬ своего персонажа так, чтобы все собравшиеся поверили, что перед ними действительно герой или злодей, не видя «картинку», но лишь читая описания, вот тогда да, именно здесь ты найдешь настоящее море возможностей!

Ты не видишь собеседника, он не видит тебя. Все что тебе известно о нем, ты почерпнул из его же личного описания. Не обернется ли прекрасная дева кровожадным вурдалаком? Не скрывает ли собеседник кинжал в рукаве? Никаких «чеков», никаких проверок навыков — игра со многими неизвестными, где каждый следующий шаг может изменить ситуацию, повернуть ее на 180 градусов. Пытаясь угадать развитие ситуации, ты рисуешь в воображении облик собеседника стоящего напротив тебя в величественном зале, его жесты, выражение лица…
Это вовсе не то же самое, что представить себе вон в том лысом бугае, сидящем напротив, распрекрасного эльфа. Ощущение тайны, причем самой настоящей, без дураков, создает настолько сильный «эффект присутствия», что лично я, переигравший в общем-то в достаточно большое количество игр, от настольных до полигонных, ни разу кроме как в чатах не испытывал ничего подобного.

Правда, не все так радужно. Где есть большие возможности, там и проблемы скрываются совсем не маленькие. Главная из них состоит как раз в «общедоступности» чатов — никогда не знаешь, кто перед тобой, «нормальный» игрок или случайный прохожий, которому понравилось название комнаты. По этой причине многие вновь прибывшие игроки часто разочаровываются в «литературном отыгрыше» еще до начала собственно «отыгрыша» — заходишь в игровой чат, а там сидят какие-то совсем не игровые личности и общаются про погоду.
В общем, первое впечатление может оказаться обманчивым, необходимо с толком и расстановкой прогуляться туда-сюда, поискать, поспрашивать. Впрочем, это, как правило, только в первый раз. Узнав «явки и пароли», т. е. пообщавшись с другими игроками, вновь решив поиграть, вы, как правило, без проблем во всем разберетесь.

Другая проблема, вытекающая из первой, это «чат-анархия», т. е. большая часть игровых локаций создается без всякого контроля, без привязки к другим локациям, а часто еще и без всяких правил. Понятно, что играть в такой ситуации достаточно сложно: рыцарь-джедай, конечно, может схлестнуться с демоном Армагеддона, но кто победит в этой схватке? Получится стандартная ситуация в духе «кто сильнее: кит или слон?», где у каждой из сторон найдутся свои аргументы и доводы, а игра плавно перетечет в «оффтоп», выбраться из которого всегда сложнее, чем туда попасть.



Но отчаиваться не стоит. Ролевики — ребята дружные, и если уж повезло попасть в гости к настоящим игрокам, не сомневайтесь: и как играть объяснят, и правила (какие-никакие) покажут.
Тем более что «одиночный» чат — это скорее исключение из правил. Обычно они объединены в сообщества (или «миры»), имеющие единый «справочный центр» — сайт, на котором описаны правила игры, рекомендации к создаваемым персонажам и описание собственно мира игры (в трех первых номерах «Ночной Ведьмы» мы рассматривали некоторые из них в разделе «Далекие берега»).

Замечу напоследок, что хотя чат-игры — это пожалуй самый простой и незатратный способ начать в ролевые игры, для тех игроков, кто никогда до сей поры в ролевые игры не играл, он не самый подходящий. Привыкнув к «игре без правил», им затем достаточно сложно будет перестроиться к более традиционным системам проведения ролевых игр.
Зато если хочется скоротать вечерок в «обстановке, приближенной к ролевой», «обкатать» нового персонажа или (да!) набраться идей для будущих игр или даже литературных зарисовок, чаты подходят для этой цели просто превосходно.

А что, если вы вдруг так и не найдете «своей» игры? Выход есть и здесь — создайте свою игру и воплотите в ней все свои задумки! Бесплатных сервисов для создания собственного сайта — будущего «игрового центра» — в Интернете полным-полно, а зарегистрировать чат и стать его администратором и того проще — достаточно иметь почтовый аккаунт на yandex.ru или mail.ru.

Автор: Мэлфис К.
Статья опубликована в журнале «Ночная Ведьма» №4, август 2009 г.