Сайт рекомендован для аудитории 16+

О сайте "Штормовая башня"      Правила      Вопросы и ответы

Одоспешиваемся!

Различные виды боевых доспехов, исторический экскурс: от камня и палки, до пули и мушкета.


В седьмом номере „Ночной Ведьмы” мы публиковали статью за авторством Лекса „Выдр”, „Заметки о доспехах”. В этой статье я попытаюсь продолжить разговор на ту же тему, рассказав о различных типах доспехов и другого защитного снаряжения, существовавших в нашем мире, и нашедших отражение в многочисленных настольных ролевых играх.
Статья похожего содержания, не так давно выходила в журнале „Мир ….”, ох, запамятовал, то ли фэнтези, то ли фантастики, но… скажем так, она лично мне не понравилась довольно поверхностным изложением. Поэтому я и решил написать свою. А хорошо вышло, или нет, это вы мне потом расскажете — на форуме журнала или в письмах.

Замечания о доспехе

Сколько раз играл в разных компаниях и постоянно замечал одну особенность — люди часто вообще не представляют, не только кем они играют, но и, если можно так выразиться — с помощью чего они играют.

Меч? Ну да меч — колоть врага. Щит, а ну да — спасаться от ударов. Только вот конкретно этим каролингом не колют, а рубят, а щит, который ты зачем-то прешь через всю карту, весит 10 килограмм и имеет размерность 2х1 метра, так что махать им, отпугивая мух, у тебя не получится, так это ерунда — главное чтоб было весело! В принципе, я и сам люблю повеселиться (кто со мной играл, знают… и помнят), но вот такого непростительного отношения к игровому антуражу не приемлю, а потому получайте мою новую статью, в которой мы поговорим… правильно, о доспехах, о том какие они бывают и что умеют.

Сразу говорю — статья написана на основе нетбука «NetBook of Armour» и представляет собой в некоторых местах усеченный, а в некоторых местах дополненный его вариант, ну и как следствие — описывает главным образом все, что касается системы правил Dungeons & Dragons.

Но пригодится написанное всем, это я точно говорю, а мне можно верить (специалистам от истории — ребята, я знаю, что вы знаете это лучше меня, поэтому, пользуясь случаем, передаю привет 🙂).

Для начала хочу привести несколько постулатов, вопросов и мнений, касающихся доспеха вообще.

1. На свете нет и никогда не было непробиваемых доспехов.

Чесна-чесна. Любой доспех, даже самый крепкий, можно пробить, прорубить или проломить. Самые совершенные рыцарские латы, которые невозможно прорубить мечом, можно прострелить из самого допотопного мушкета или пробить самым обычным клевцом. Это надо усвоить раз и навсегда.



2. Вопрос, вытекающий из первого постулата, — если любой доспех можно пробить, то нафига вообще нужны доспехи?

Все просто. Основная функция любого доспеха — не остановить удар, направленный наверняка, а избавить владельца от ударов, пришедшихся по касательной, случайных, можно сказать, ударов.

Казалось бы, зачем такие сложности, чего боятся царапин, верно? Неверно, пример совсем не далекий, но интересный — во время контрнаступления советских войск под Москвой в 1941 личному составу стрелковых дивизий выдали… ну, как сказать, «бронежилеты», представляющие собой нагрудник из стального листа 2 мм в толщину.

И потери ранеными сократились на 30 процентов! 30 процентов вояк, которые могли бы лежать в госпиталях с ранениями не смертельными, но выводящими из строя, остались-таки в этом строю! А теперь думайте о «бесполезности» доспеха.

И еще один вариант — вы знаете, сколько пациентов госпиталей умирало от пустяковых ран в госпиталях, до появления пенициллина, простейшего антибиотика? Почти 90%. А знаете, когда пенициллин изобрели? В XIX веке, то есть вовсе не во времена принцесс и рыцарей, а уж скорее пароходов и тотального огнестрела. Вот вам и ответ.

3. Любой доспех — это неподъемно тяжело.

Это классическая ерунда. Готового ответа я вам прямо здесь не дам, а чтоб было интереснее, расскажу по ходу повествования, на примерах.

4. Кольчуга — то, что надо настоящему индейцу.

В смысле бойцу. Вот тут очень важно понимать, что сама по себе кольчуга, да и любой другой тип доспеха, это не «хорошо/плохо», а скорее «уместно/неуместно».
Вот почему, например, на Руси, кольчугу применяли активно, но чаще не в «базовом варианте», а в модификациях, коими например, являются колонтарь и юшман? А потому, что простая кольчуга предназначена для того, чтоб спасать от рубящих ударов! От проникающих ранений она дает так себе защиту, а от дробящих тем более — ну и что с того, что одежка цела, если ребра под ней переломаны? Так вот, а дело в том, что любили на этой самой Руси, нет-нет да долбануть супротивника булавой по хребтине, а стало быть, нанести именно крушащий удар.
Так бы и ходили предки, покалеченные сплошь да рядом, если бы не пришла из далеких земель, где люди тоже были горячие и чуть что хватались за дубины да палицы, мода добавлять в кольчужный доспех широкие перекрывающиеся пластины, которые прекрасно справлялись с тем, что гасили повреждения от подобного типа оружия.

И напротив — рыцарский доспех на Руси не прижился, а почему, ведь в Европе своих любителей булавой помахать тоже хватало? Да и доспех этот вроде бы всем хорош — от палицы защитит, стрелу с горем пополам остановит, меч кое-как отведет… Но тут уж в действие вступает другой фактор — в Европе как на драку ходили? Строем и стенка на стенку — тут как раз и нужен доспех, как у рыцаря, способный таранный удар тяжелого копья выдержать. А вертеться в седле и не надо — не попал с первого раза, степенно развернулся и опять на сближение пошел — никто тебя по затылку саблей не рубанет.
На Руси хитрее — как дикие люди понабегут со степи на лошадях, так и попробуй за ними на тяжелом дестриере (это не ругательство, а конь рыцарский, благородный) угнаться. Ну и плюс, тут бой другой — маневренный, противник то перед тобой, то сзади, то опять перед тобой. Стало быть, нужна мобильность, и рыцарский доспех в качестве вероятного кандидата на перевооружение снимается (в обоих смыслах).

Так вот, это я к чему все рассказываю — для каждого доспеха и комплекса вооружений существует: а) свое время б) свое место. Кольчуга в XVII веке так же бесполезна, как готический полный доспех в античности — не против кого применять!

5. А из предыдущего пункта вытекает еще один постулат, но он не только про доспехи, а вообще про все на свете — пока что-то не нужно, это что-то никто не изобретает.

Вот не нужно было радио людям до поры — обходились газетками да срочными депешами. Наступила промышленная революция, объем данных резко возрос и нате — радио тут же появилось, причем независимо друг от друга открытие сделали сразу несколько человек.
Другими словами, если в вашем мире металлургия где-то на уровне «темных веков», значит, латных доспехов в нем не будет — элементарно в них нет надобности, ведь ту железную «чушку», что для темных веков меч, любая кольчуга остановит.

Причем «вдруг» такие изменения не происходят, ну не бывает такого — сегодня мы носим хауберк, а завтра новое поветрие, и король вдруг говорит — «всем рыцарям королевства срочно перейти на бригантины!» (доспех такой, а не корабль).
Должен быть в этом мероприятии какой-то смысл, ну, например, лук развился до такой степени, что стрелки буквально засыпают лучников стрелами, и кольчуга уже не отвечает веяниями времени. Или вдруг появились отряды профессиональных копейщиков, или там придумали седло со спинкой, чтоб удар копейный сильнее получался — в общем, «это «бжжж» неспроста».

6. Каждому по потребностям!

А вот это в заключении, и очень важно, хотя косвенно это тот же четвертый пункт, просто в другом пересказе. Все доспехи имеют свое предназначение и сферу применения — универсальных доспехов не бывает.
Например, доспех рыцаря. Создавался он в первую очередь именно для рыцаря, а кто такой рыцарь, откуда вообще слово пошло? А пошло оно от немецкого Ritter — всадник, сиречь.
То есть рыцарь это конный воин, и значит, его доспех лучше всего приспособлен именно для конного боя — в самом деле, вы где видали пехотинца с полностью забронированными ногами, если поножей не считать?

Или взять, например, стеганую куртку. Пехотинец в таком доспехе — зрелище печальное (но имевшее место быть повсеместно — очень уж дешево), а вот лучник — вполне себе ничего. А почему? А потому, что лучник, он как бы ведет дистанционный бой и лично стучать по голове противнику мечом и не должен, а значит, надевать на него 20 килограмм железа просто нет смысла.

Типы доспехов в терминах D&D

Доспех из шкуры

Скроенный из шкуры толстокожего и крупного животного, типа буйвола, этот доспех мог бы служить неплохой альтернативой кольчуге — по весу. По степени защиты он будет даже надежнее (звериная шкура действительно отличается большой прочностью), но вот по подвижности и гибкости — к сожалению, заметно проиграет.
Исторически такие доспехи применялись с самого начала времен народами самых разных стран — от Древней Греции (хотя бы вспомнить Геракла), до европейских варваров.

Есть мнение, что хваленые северные «берсерки», любившими звериные шкуры, были не такими уж и психами — по сравнению со скудной доспешной защитой тех времен, шкура вполне могла обеспечивать в бою куда большую неуязвимость.

Стеганый доспех (Padded)

Очень простой в изготовлении доспех, состоящий из нескольких слоев материи, простеганных друг с другом в подобие ватника. Иногда между слоями прокладывали металлические пластинки, но это уже эстетство, встречалось оно редко.
С виду напоминает тот же ватник, и в нем, естественно, довольно жарко. Несмотря на свой непрезентабельный вид, этот доспех не так уж плохо защищает от стрел на излете, и вполне способен без вреда для носителя выдержать рубящий удар, но, конечно, пришедшийся по касательной.

В чуть более облегченной форме стеганый доспех превращается в поддоспешник, который надевали воины под кольчугу, призванный смягчать удары и предохранять тело от натирания. Также стеганый доспех активно применялся для защиты лошадей — просто накидывался сверху как попона.

Исторически применялся во все времена, хотя наибольшее распространение получил опять же в средневековье, существуя в самых разных формах — от коротких курток до длиннополого «бронекафтана». Вес колебался в зависимости от числа слоев, но вряд ли превышал 5 кг.

Бронзовые латы (Bronze plate mail)

Фактически первый «серьезный» доспех в истории, применявшийся с тех пор, как люди научились обрабатывать бронзу. Обычно такой доспех защищает грудь, живот и плечи владельца, кроме того, включает в себя наголенники, шлем и кожаную юбку. Это скорее собирательный образ доспеха античности, а не определенный тип, такой как бригантина или кольчуга. Бронза, к сожалению, очень мягкий материал, и по этой причине подобный доспех сильно проигрывает стальному или даже железному.

Применялся от начала истории практически всеми народами средиземноморья, варьируясь лишь по весу и качеству защиты — встречались как «доспехи», состоящие лишь из одной нагрудной пластины (Италия), так и закрывающие война на манер латных доспехов позднего средневековья (Ахейская Греция).

Прим: Хотя Руководство Игрока и говорит о том, что вместе с бронзовыми латами использовалась кольчуга, это не верно — до начала железного века, не было технологий работы с металлом, позволявшим изготовить ее, а после бронза уже не использовалась в качестве «боевого» металла.

Чешуйчатый доспех (Scale Mail (metal))

Небольшого размера чешуйки, пришитые внахлест на кожаную основу, вот что представляет собой чешуйчатый доспех.
Очень популярный в античности и во времена «темных веков», он был широко распространен и в средневековье, до самого XIV века. И его владельцев легко понять — он значительно выигрывает у кольчуги по прочности и степени защиты, хотя и проигрывает в гибкости.

Еще одним очень важным недостатком был вес, доходящий порой до 25 кг. Две последние причины автоматически определяли сферу его применения — ударная конница, такая, как, например, парфянские катафрактарии и римские клибанарии, «железные люди» с ног до головы, закованные в чешуйчатые панцири.
Кстати, вопреки общепринятому мнению, отдельные чешуйки доспеха вовсе не были сверхпрочными — сохранившиеся до наших дней чешуйки сарматских панцирей легко гнутся двумя пальцами.

Нельзя сказать, где чешуйчатый доспех появился раньше — такие доспехи носили и варвары Европы, и римляне, и степные всадники востока.

И примечание — в названии доспеха не зря стоит пометка «металл», так как были чешуйчатые доспехи и кожаные. Да, просто вместо металлических чешуек применяли чешуйки из укрепленной кожи — весило это дело, конечно, поменьше, а защищало очень даже ничего. Кстати говоря, чешуйчатый доспех вообще можно считать одним из самых надежных типов брони, дающей примерно равную защиту от всех типов наносимых повреждений.

Кожаный доспех

Активно применявшиеся во все времена, наиболее широкое распространение кожаные доспехи получили во времена «темных веков».

Непрочность кожи в качестве материала для доспеха обманчива. Обработанная особым образом (пропитанная воском) кожа приобретает прочность, оставаясь при этом дешевым и доступным материалом — идеальным сырьем для не слишком богатых солдат или видов войск, которым нужна достаточно легкая защита — легкие всадники, лучники и т. п.
По степени защиты кожаный доспех — это что-то между стеганным и кольчугой — то есть о «серьезной» защите говорить нельзя, но непрямые удары или стрелы на излете, остановит.

Весил такой доспех по-разному — в среднем 5–10 кг, в зависимости от степени покрытия тела воина, материала и т. п. Иногда кожаные панцири надевались и поверх кольчуги — прибавка веса получается не такая уж большая, а вот перспектива поймать случайную стрелу заметно уменьшается.

Клепаный кожаный доспех

Такой доспех представляет собой кожаную основу (не укрепленную, о чем выше), а обычную кожу, на которую наклепывают множество металлических заклепок, что обеспечивает вполне приличную защиту при совершенно незначительном весе.

Доспехи такого типа появились во времена раннего средневековья и имели множество вариаций — разной длинны, с рукавами и без и т. п.

Кольчуга (Chain mail)

Кольчужный доспех прошел длинный путь развития — от короткой «рубашки» с рукавами до локтя поздних римский легионеров, до доспеха, полностью покрывающего фигуру воина с головы, до пят, закрывая даже лицо, который использовали рыцари средневековья — до тех пор, пока кольчуга не уступила место пластинам.

Каждое кольцо в кольчуге связано с четырьмя другими, что обеспечивает хорошую стойкость полотна к рубящим ударам и дает потрясающую гибкость… но и весит немало. Вес кольчужного доспеха, в варианте рукава до локтя, длина до колена, составляет 9–13 кг, а в «полном», т. е. с капюшоном, чулками и т. п., оставляет позади даже рыцарские латы, достигая веса в 30 кг.

Важно помнить, кольца такого доспеха дают ему возможность выдерживать рубящие удары, но вообще никак не спасают от ударов дробящих (как бахтерец и юшман, например). Весьма спорна защита кольчуги и от колющих ударов, в том числе попаданий стрел (но, это защита кольчуги самой по себе, не считая поддоспешника).
Под кольчугу всегда надевают поддоспешник, который, во-первых, смягчает удары, а во-вторых, сберегает тело от контакта с металлом — надев кольчугу на голое тело, вы неминуемо натрете себе все, что только можно.

Весь путь развития кольчуги — это постоянное увеличение площади покрытия тела владельца. В конечном итоге это привело к появлению доспеха, включающего помимо собственно кольчуги, защищавшей тело, чулки, а также капюшон и рукавицы. Этот вариант имеет специальное название — хауберк.

Бахтерец (Banded Mail)

Бахтерец — это доспех комбинированного типа, переходный вариант между кольчатым и пластинчатым. Состоит из частично перекрывающихся (сверху вниз) металлических пластин, собранных в полосы, скрепленные между собой при помощи металлических колец.
Ряды пластин прикрывают, в основном, только жизненно важные места — живот, грудь, подмышки, т. е. бахтерец легко можно назвать вариантом «усиленной» кольчуги. Так же, как кольчуга не стесняет движений и обеспечивает большую гибкость, но, в отличие от кольчуги, более стойкий к колющим ударам и, за счет перекрывающихся пластин и распределения веса, к дробящим.

Исторически применялся с XIV–XV века, в странах Ближнего Востока, Индии, Пакистане и странах Восточной Европы (естественно, и на Руси тоже). Реально существующие образцы таких доспехов весят в районе 12 кг и обеспечивают превосходную защиту, во многом не уступая даже рыцарским латам. В том числе и по стоимости.

Кольчатый доспех

Вообще есть большие сомнения относительно того, существовал ли такой доспех в действительности. С виду это кольчуга, но с кольцами, намного превышающими размер обычных колец любой кольчуги («орочья работа — одно кольцо спереди, другое сзади!»), причем кольца не переплетены, а пришиты на кожаную или тканевую основу.
Совершенно бесполезная против колющих ранений, она дает некоторую защиту от рубящих, но если она и существовала в реальности, можно считать такой доспех чем-то вроде «протокольчуги», т. е. ее примитивной формой, которую запросто можно исключить из «исторически достоверных» кампаний.

Лично я имею мнение, что те, кто Ring mail «изобретал», где-то видели такой тип доспеха, как байдана, и, впечатленные увиденным, подвиглись на создание этого доспешного чуда.

Байдана — это вариант кольчуги, но с существенно большими кольцами, причем даже не кольцами, а плоскими шайбами, скрепленными таким же образом, как у кольчуги. Ее часто применяли для усиления имеющегося доспеха, надевая поверх обычной кольчуги. Но у байданы совсем другие свойства, чем у нашего Ring mail.

Юшман (Splint Mail)

Несмотря на то, что товарищ из дивной заокеанской страны, чей текст служил основой для написания этого обзора, вообще сомневается в том, что такая штука как Splint Mail существует, заверяю как на духу — существует еще как и называется юшман.
Что это такое? Это, скорее всего, еще одна ошибка авторов D&D, которые то в один ряд с отдельными типами доспехов (как, например, бригантина и кольчуга) вдруг внезапно начинают помещать классы доспехов (например, бронзовые латы).

Так вот, юшман — это почти то же, что бахтерец (Banded Mail), т.е. кольчуга, укрепленная пластинами, но — во-первых, пластины большего размера (верхняя, как и в бахтерце, перекрывает нижнюю, но не на половину, а на треть), во-вторых, располагаются они не рядами, а, скажем так, отдельными «блоками» — на груди и по бокам.

За счет того, что пластины больше, доспех становится куда менее гибким, но зато приобретает особенность, которой нет ни у одного другого защитного снаряжения на основе кольчуги — хорошо держит крушащие удары, такие как, например, удар булавы.

Применялся так же, как и бахтерец с XIV–XV века на тех же территориях.

Бригантина

Металлические пластины небольшого размера, нашитые или наклепанные на гибкое основание (например, кусок кожи) с внутренней стороны, внахлест, дают нам новый тип доспеха — бригантину, доспеха, вытеснившего со временем кольчугу.
Чаще всего этот тип доспеха не имел рукавов (пластины не обеспечивают такую же гибкость, как кольца кольчуги), и представлял собой длиннополый жилет — довольно дешевый и простой в изготовлении (в отличие от кольчуги), легкий (весит примерно 5 кг) и обеспечивающий лучшую защиту, против проникающих ранений, таких, какие наносят копья и стрелы.

Доспех массово использовался в войсках, среди простых солдат, но не брезговали им и рыцари. Исторически применялась с XIII века, сперва лишь рыцарями, а к XV веку повсеместно. Ареал распространения бригантины в реальном мире — вся Западная Европа и… Япония.

Пластинчатый доспех (Plate Mail)

Не стоит путать пластинчатый доспех с латами, хотя бы по той причине, что пластинчатый доспех состоит, уж извините за тавтологию, не только из пластин. У некоторых культур такой доспех представляет собой лишь очередную версию «утяжеленной кольчуги», где пластины располагаются на жизненно важных местах, вплоть до коленей и локтей, а все прочее прикрывает кольчуга (несколько похоже на бахтерец, см. выше). У других (например, Древний Рим) кольчужной основы нет вовсе, а пластины связаны между собой при помощи системы ремешков и креплений.
Вообще в любом случае пластинчатый доспех — это достаточно надежное защитное снаряжение, прекрасно выдерживающее удары, и в то же время довольно гибкое.

Исторически может быть встречен в любой точке земного шара — от Древнего Рима до Древней Кореи. Точные характеристики зависят от конкретного экземпляра, так как здесь, как и в случае с бронзовыми латами, мы говорим скорее не о типе конкретного доспеха, а о целом классе похожих изделий.

Латы

Латы стали активно использоваться в позднем средневековье, когда кольчуга и ее производные уже считались безнадежно устаревшими. Латы включали в себя множество разных форм — от тех, что закрывали каждый квадратный сантиметр тела владельца, до тех, что прикрывали лишь грудь, живот и голову владельца, оставляя спину и ноги практически не защищенными.

У всех моделей грудь, горло и шея были надежно прикрыты стальным ожерельем, воротником, переходящим в глухой шлем и обеспечивающим очень хорошую защиту. Многие латные доспехи вообще ограничивались только кирасой — парой мощных пластин, прикрывающих туловище бойца.

Пробить такой доспех было очень не просто — любое оружие, кроме пик, тяжелых двуручных мечей, клевцов, и, конечно же, мушкетов, было здесь бесполезно.

Обычно латы подгоняются по фигуре владельца, и за счет этого практически не стесняют движения. Опытный воин может двигаться в них так же непринужденно, как будто он совершенно не имеет доспеха.

Исторически латы были распространены в Западной Европе, но, по иронии судьбы, являясь «типичным рыцарским доспехом», они появились в то время, когда даже для самих европейцев истории о рыцарях без страха и упрека стали лишь романтичными сказками.

Полный латный доспех (готический доспех)

Этот доспех не только обеспечивает потрясающую защиту, он еще и чертовски красив! Идеально подогнанные друг к другу детали (до 100 штук!), покрытые гравировкой и барельефами, полированные до блеска поверхности — воин в таком доспехе внушает уважение и трепет уже одним своим видом.

Доходило даже до того, что в боевом, по сути, доспехе, внешняя эстетика выходила на первый план по сравнению с удобством и защитой! Однако, если брать «средний» готический доспех (А почему готический? Появившийся в Италии и Германии, доспех впитал в себя сам дух эпохи — все детали нарочито удлиненные и заостренные), то бесспорно, это было настоящее «передовое решение» тогдашней металлургии, в создание которого мастера вложили все свое умение, а значит, и обеспечивающее максимум защиты при максимуме же удобства.

Весило это чудо инженерной мысли относительно не много, если сравнивать с фантазиями многих «знатоков» — в районе 20–25 кг.

К готическим доспехам относятся и турнирные доспехи. Они имели отличное от «полевых» устройство — левая плечевая пластина была сильно увеличена, прикрывая грудь, рукавица имела крепление для щита и т. д. Кроме того, увеличивалась и толщина брони, а значит и масса (до 40 кг!).

Отсюда растут ноги популярного стереотипа о «неподъемности» рыцарского доспеха — до наших дней «боевых» доспехов дошло считанные единицы, а вот турнирных — выше крыши. И, к сожалению, не зная разницы между тем и другим, новички, узнав вес турнирного варианта, закатывают глаза — вот ведь были люди! На деле турнирный доспех может быть тяжелее боевого раза в два — так же, как двигатель гоночного автомобиля может быть в два раза мощнее обычного.

Примерно с XVII века готический доспех совершенно выходит из употребления в действующих войсках, окончательно приобретая статус дорогой игрушки, надеваемой разве что по особым случаям.

Конский доспех (Barding)

Конечно же, любой верховой воин заботится не только о собственной защите, но также и о защите своего верного спутника — боевого скакуна. Обычно боевой доспех лошади по материалу изготовления и типу защиты повторяет доспех наездника.

Кольчужный доспех. Имеет форму квадратной накидки, прикрывающей тело лошади от основания шеи до крупа и свисающей с обеих сторон, защищая ноги скакуна, но обычно лишь до колен. Встречаются также варианты кольчужного доспеха, имеющие своеобразный «капюшон», прикрывающий лошадиную шею и голову.
Кольчужный доспех — это вариант «солдатский», т. е. более распространенный, но на практике тоже использовавшийся не повсеместно, гораздо чаще уступая место более дешевым кожаным накидкам или даже простым матерчатым.

Кстати говоря, матерчатый «доспех» (вернее, стеганый, но об этом ниже), т. е. длинная накидка, прикрывающая даже ноги лошади до земли, имела не только эстетическую функцию, как может показаться на первый взгляд — свободно свисающий материал способен на практике делать то, о чем кольчуга может только мечтать — обеспечивать защиту от стрел, которые просто «вязнут» в нем.

Латный доспех. Составлялся из больших пластин, прикрывающих грудь, бока лошади, а также верхнюю часть шеи и головы. Нижняя челюсть и горло практически всегда оставались открытыми и были уязвимы. Защита задней части лошади, как правило, не требовалась — всадник всегда действует в наступлении, но в вариантах «полного конского доспеха» можно встретить и такие, что прикрывают даже лошадиный круп.

Щиты и их применение

Баклер

Баклер — это самый обыкновенный, очень маленький щит, удерживаемый одной рукой (никаких ремней, что бы там не врало руководство игрока!). Это сугубо пехотный вариант, никак не подходящий стрелкам и коннице.

Применяется с давних времен, хотя в разные времена бытовали разные способы его применения — от собственно использования в качестве защитного элемента до щита-кастета и фактически второго оружия, при некоторых видах фехтования в эпоху позднего средневековья.

Малый щит

Малый щит, чаще всего круглый, сделанный из дерева или металла. Появился он где-то на заре истории, и с тех пор до самого воцарения над полями сражения огнестрельного оружия оставался в строю.

К некоторым из них приспосабливались наплечные ремни, а в более позднем средневековье даже изготовляли крепления на наруче для щита, чтоб освободить кисть. В совсем уж «позднем» средневековье функцию малого щита частично выполнял увеличенный левый наплечник доспеха, дополнительно защищавший грудь.

Средний щит

Примером среднего щита, имеющего каплевидную, реже треугольную и даже круглую форму, нам послужит норманнская конница с гобелена из Байе. Данный щит — это самый что ни на есть типичный щит конного война Темных и Средних веков (обратите внимание — в случае каплевидного щита — вообще, только конного!). К среднему щиту обязательно полагается перевязь — во-первых, и таскать удобнее, во-вторых, удар по щиту запросто может сломать руку владельцу, если не отвести часть энергии удара не на хрупкую кисть, а на плечо.
Пехотинцы обычно использовали вытянутые, овальные или квадратные щиты (как, например, щиты римских легионеров), что позволяло при выдержанном строе создать поистине непреодолимую «стену щитов», о которую разобьется любой враг.
При некоторой сноровке воины с такими щитами могли сформировать вообще непробиваемое построение, защищенное со всех сторон, да еще и способное передвигаться — «черепаха» все той же римской армии служит тому отличным примером.

Ростовой щит

Схожий по размерам с самой обыкновенной дверью, ростовой (или башенный) щит, называемый также павеза, по сути, вообще не предназначен для ближнего боя — слишком тяжел. Окованный железом, огромный и неповоротливый, он весил не меньше 10 кг — сами понимаете, с таким не побегаешь. Зато можно укрыться за таким, чтоб переждать обстрел или перезарядить арбалет (арбалетчики вообще крепили павезы ремнями к спине и после выстрела, просто поворачивались к противнику спиной и спокойно перезаряжали арбалет).
Также подобные щиты применялись и при осаде городов и замков — прочный и крепкий, обладающий большой площадью, ростовой щит спокойно мог защитить владельца от небольших камней, а также кипящего масла и прочих сюрпризов, что припасли осаждаемые для осаждающих.

Обычно все боевые щиты из украшений имеют максимум — герб владельца. Зато щиты парадные, для боя не предназначенные, украшали кто во что горазд.

Шлемы

Шлемы, как и доспехи, прошли долгий путь эволюции. Архаичные греческие шлемы представляли собой не более чем вытянутый в длину бронзовый купол с Т-образной прорезью для глаз, носа и рта.

Римляне на раннем этапе носили совсем не сложные в изготовлении «котелки», дополненные двумя пластинами для защиты щек и еще одной, побольше — защищавшей шею и верх спины.

Саксы и многие варвары вообще обходились кожаной, скорее, шапкой, чем шлемом, а норманны запомнились истории своими шлемами в форме разделенного напополам шара с приклепанной к нему спереди пластинкой-наносником.

Вершиной «простого» шлема был шлем «романно-сассанидский» (появился он, как нетрудно догадаться, во время войн Восточной Римской империи с восточной Империей Сассанидов и впитал в себя наиболее совершенные тенденции тех времен).

Это классический конусообразный шлем, снабженный наносником, нащечниками и защитой шеи и спины, выполненной в виде кольчужной сетки — бармицы. Именно этот шлем стал наиболее популярен в Европе и на Ближнем Востоке в эпоху раннего средневековья.

Викинги переняли его в числе других и даже дополнили — заменив наносник на личину — стальную пластину с прорезями для глаз, закрывающую лицо, однако в военном плане это было сомнительное новшество, так как, не закрепленная жестко, такая личина вряд ли могла обеспечить серьезную защиту, видимо, в большей степени обеспечивая психологический эффект.

Первые крестоносцы носили неказистые с виду, но обеспечивающие лучшую защиту глухие шлемы.

По форме это был металлический цилиндр с плоской верхней частью и прорезями для глаз на фронтальной части. Но это конечно удел рыцарей, а пехота обходилась чем попроще — металлическими котелками с наносниками, защищавшими голову, и немного лицо, а то и вовсе шлемами типа «шапо» — больше всего напоминавших таз или кастрюлю без ручек, надетые на голову. В случае с последним типом шлемов не предусматривался даже наносник.

Классический «большой шлем» появился веке в XIV. Он не зря назывался большим — огромный и тяжелый, он надевался даже не на голову, правильнее будет сказать — ставился на плечи воина.

Обеспечивая хорошую защиту, он тем не менее был очень неудобен — и дышать тяжело, и обзор затруднен, именно поэтому использовался он только рыцарями — им ведь головой вертеть не надо — выбрал цель, копье опустил и вперед на врага, не глядя по сторонам. Под такой шлем часто надевали второй, попроще и поменьше, например бацинет (см. ниже).

Во второй половине XIV века появился новый шлем — бацинет. В целом он очень походил на романно-сассанидский шлем, но обеспечивал лучшую защиту — не просто прикрывал голову выше ушей, оставляя все остальное пространство на откуп бармице, но покрывал вообще всю голову, оставляя открытым только лицо.

Впрочем, и это не продолжалось долго, вскоре и лицо было прикрыто подвижным забралом всех возможных форм и размеров.

С появлением забрала и обеспечением, таким образом, превосходной защиты средствами одного только бацинета, от «большого шлема» надеваемого сверху, вскоре отказались. В дальнейшем защита шеи и спины была увеличена за счет прикрепления дополнительных пластин, а спереди, для надежности, шлем стал крепиться к доспеху с помощью ремней. В таком виде бацинет просуществовал до XVI века.

В XV веке появилась еще одна разновидность шлема, по всей видимости, навеянная продукцией мастеров Древней Греции — шлем барбют. Полностью покрывая голову, шею и щеки, он имел Y-образный вырез на передней части, оставляющий открытыми глаза, нос и рот.

Однако просуществовав совсем недолго, он вскоре был вытеснен саладом, очень характерным шлемом средневековья, обожаемым воинами германских государств. Этот шлем имел явно выраженную защиту спины и шеи — чаще всего в виде удлиненной задней кромки шлема, но также дополняемой и накладными пластинами.

Имея круглую форму, он прикрывал лицо только до линии носа, оставляя узкую прорезь для глаз. Имелись и варианты с отдельной дополнительной нижней частью, для защиты горла и подбородка, и варианты с откидным забралом.

В конце XV века «шлемостроение» достигло своих вершин, и на полях сражений появился новый тип шлема, самый совершенный из созданных в эпоху средневековья — армет.

Повторяющий форму черепа, полностью закрытый шлем, имеющий гребень на затылке, армет обеспечивал владельцу лучшую защиту из всех возможных.

Шлем в надетом виде плотно облегал голову, и потому его нижняя часть — подбородник, состояла из двух пластин на шарнирах, свободно раскрывающихся и позволяющих быстро снять и надеть его.

В задней части шлема, в районе места соединения черепа с позвоночником, обычно имелся круглый стальной диск — рондель, обеспечивающий дополнительную защиту и закрывающий ремни и застежки. Забрало имеет характерную заостренную форму — «птичий клюв».

Такие шлемы использовались с самыми совершенными и надежными доспехами, такими, например, как готические доспехи (см. выше).

В XVI веке армет изменился — во-первых, своей нижней частью, он теперь крепился к кирасе доспеха, во-вторых, гребень заметно увеличился в размерах, пока не достиг примерно той высоты, что мы можем видеть на итальянском шлеме типа «морион», использовавшемся в 90-х годах XVI века. Также забрало шлема стало менее выдающимся вперед.

Армет стал вершиной в изготовлении рыцарских шлемов, ни один шлем после него уже не обеспечивал такой полной защиты головы.

Не потому что разучились, а потому что изменились условия — во-первых, огнестрельное оружие свело на нет все попытки «забронироваться с головой», во-вторых, на смену тяжелым мечам и боевым топорам пришли шпаги, сабли и тесаки, предполагающие удар с замаха, а значит, подвергающие опасности, в основном, верхнюю часть головы.

Именно по этой причине самые последние разновидности шлемов, к которым принадлежат, например, морионы (шлем испанского конкистадора), вообще не имели защиты лица, но нередко имели высоченные гребни и скругленные контуры — отводящие именно рубящий удар. Но это уже было и не средневековье — на дворе стоял XVII век.

Изготовление Брони

Хотя «Руководство Игрока» вкратце объясняет, как в игровых терминах изготавливаются доспехи, так как это касается одного из неоружейных умений, а «Полное руководство Воина» даже более подробно останавливается на этой теме, ни одно из них не описывает все детали этого процесса в полной мере.

И хотя это лишь детали, от которых собственно игра, может, и не зависит, если делать все «по правилам», это придаст вашей кампании неповторимый аромат настоящего средневековья. Прежде всего, далеко не каждый кузнец может изготовить доспех. Это сложная наука, требующая постоянной практики и знаний особых секретов мастерства. Доспех — это не просто кусок железа. Сделанный рукой мастера, он сочетает в себе и прочность, и гибкость, и легкость.

Вы наверняка читали истории о рыцарях, которые, де, не могли без посторонней помощи залезть в седло, а оказавшись на своих двоих, тут же падали без сил, под тяжестью своих доспехов? Так вот, это полная ерунда, не имеющая с действительностью ничего общего — даже в самом позднем средневековье, когда рыцари были «одоспешены» так, что даже нос наружу не торчал, любой тренированный и знающий свое дело боец (а любой рыцарь является таковым по умолчанию) мог запросто вскочить в седло без посторонней помощи, да и на своих двоих дефилировать так, что позавидовал бы любой гражданский.

Я приведу небольшой пример — полное снаряжение, не только доспех, средневекового рыцаря (кстати, и римского легионера) весило около 40–50 кг. Тяжело? Тяжело, не спорю. Но знаете, какова норма веса для современного десантника, что называется «в полной выкладке»? Будете смеяться — 40 килограмм. Но это к сведению, а теперь, вернемся в кузницу Так вот, изготовление металлических деталей доспеха требовало как минимум опытного кузнеца-оружейника, но как происходил сам процесс? В целом, примерно так… Любой доспех, чтобы не стеснять движений владельца, должен быть подогнан по фигуре (вообще, по фигуре должен быть подогнан любой доспех, но для наборных ламелярных (пластинчатых) панцирей и некоторых кольчуг, например, существовали специальные «портупеи», т. е. системы кожаных ремней, позволяющие «подогнать» доспех с чужого плеча, под себя.

Особо грешили этим те страны, где воинам выдавали «казенное» обмундирование, например Византийская империя. Латы таким «универсальным решением» похвастаться, конечно, не могут).

Поэтому первым делом с будущего владельца доспеха снимались мерки — средний рост тогдашних мужчин составлял что-то около 165 см, и любой, чей рост превышал эту отметку, был просто обречен изготовлять доспех на заказ.

Теперь уже кузнец брал железные слитки и первыми ударами грубо придавал им форму будущих изделий, выковывая заготовки. Потом каждая заготовка обрабатывалась отдельно — в кузнице оружейника был большой набор наковален разных форм и размеров и кузнечных молотов.

Детали теперь были почти готовы, но слишком хрупки, чтоб применять их в качестве частей доспеха — требовалась еще и закалка стали. Эта не такая уж простая операция — выдержана ли толщина, нет ли трещин и изъянов на заготовке — все нужно учесть, чтоб сталь не подвела в решающий момент, от которого будет зависеть жизнь воина.

Теперь наступала пора окончательной обработки — с деталей удалялась окалина, острые заусенцы и доспех собирался в единое целое. Доспех в принципе уже можно было использовать, хотя внешний вид его в данный момент оставлял желать лучшего — вся поверхность была покрыта копотью и вмятинами от ударов молота. Если доспех шел для простого солдата — еще куда ни шло, но для рыцаря, аристократа полагалось еще отполировать детали, тщательно подогнать их друг к другу и, конечно, прикрепить застежки и ремни.

Любое художественное оформление, типа гравировки или рельефных изображений, наносилось в самом конце и венчало работу мастера. Как видите, все совсем не просто.

Новая профессия

Обработка доспехов (2 слота, Warrior group, Intelligence -4) Эта профессия позволяет персонажу получить навыки проектирования (но не создания) доспехов, выглядящих особенно причудливо и красиво. Чтоб применить эту профессию на практике, необходимо некоторое время, вычисляемое по следующей таблице:

AC
Время проектирования
9
1 день
8
1 день
7
2 дня
6
3 дня
5
4 дня
4
1 неделя
3
10 дней
2
2 недели
1
3 недели
0
1 месяц

Для чисто декоративного доспеха время проектировки должно быть удвоено. Для парадного доспеха — утроено. Если проектировщик хочет вдобавок еще и украсить свой доспех после изготовления, он должен обладать Artistic Ability в Чеканке или Гравировке, в зависимости от способа, который он хочет использовать.

Проверка мастерства делается после окончания 1/3 от всего времени, которое необходимо затратить на проектирование, и до успешного прохождения этой проверки, мастер не знает — получится ли задуманное. В случае провала проект признается несостоятельным и нужно начинать все снова. В случае критического провала он не замечает своей ошибки и продолжает работать, как ни в чем не бывало.

После окончания разработки проект необходимо передать кому-то, знакомому с профессией оружейника. Оружейник, делающий доспех по готовому проекту, может добавить +2 к проверке на успешность своих действий.

Если же доспех был разработан лично им, он может добавить сразу +4.

Чтоб создать эскизы художественного оформления доспеха, проектировщик должен и сам обладать соответствующими художественными навыками.
Идея для статьи: Netbook of Armor
Автор: Мэлфис К.
Статья опубликована в журнале «Ночная Ведьма» №10, сентябрь 2010 г.