Per Fidem, или несколько слов об отыгрыше паладина
Опубликовано: 30.12.2016
Правой рукою в латной перчатке
Крепко сожми свое сердце в кулак,
Зло не будет играть с тобой в прятки
Если в душе не поселится страх.
Выбор пути отныне не труден,
Дорога для Веры — дорога меча
Закону и чести будь только подсуден,
Покуда горит твоей жизни свеча.
Подобно стеклу будь чист и спокоен
В поступках, мыслях и даже словах,
Твой долг отныне быть вечным заслоном
Народу и правде и во всех временах.
Из авторского
В одном из предыдущих номеров мы говорили о том, как правильно создать и отыгрывать священника. Сегодня хотелось бы пройтись по такому интересному и оригинальному классу, как паладин.
Я уже заранее слышу возмущенные и гневные реплики ролевиков со стажем, мол, это паладин-то интересный? Консервная банка верхом на белом коне со святым мечом, умеющая всего две вещи — чувствовать зло и карать его. Никакого простора для отыгрыша, никакой возможности для кооперации с остальной партией. Что ж, это представление имеет примерно столько же прав на существование, сколько и утверждение типа «все мен…милиционеры — козлы». Если вы не встречали других, то это не значит, что их нет. Но мнение устоялось, так что придется немного поломать стереотипы.
Итак, как же становятся паладином? От сеттинга к сеттингу способы этого таинства весьма разнятся. Но чаще всего паладин — это человек, посвятивший себя служению гораздо большему, чем земные цели, и даже в большей степени, чем какой-то из богов. Не важно, родился ли он со знанием своего предназначения или обрел его гораздо позже, ответил ли он на Зов, или выбора у него не было. Важно то, что он наполнен внутренним светом, убежденностью и верой, что он точно знает Путь, по которому идет, и готов сражаться до последней капли крови за Правду и Добро.
Ну и чем это отличается от «Рыцаря-в-доспехах-на-коне-с-двуручником-сокрущающим-зло?» Как всегда, все внимание к деталям. Во-первых, обратите внимание, что паладин служит не конкретному богу Добра и Справедливости (хотя в рамках псевдохристианского сеттинга он будет служить именно Господу, как единственному источнику Благодати в мире), а неперсонифицированным силам, олицетворяющим эти качества, возведенные в абсолют.
Если сказать то же самое более простыми словами, то получается, что паладин сражается за Добро, а не за Бога добра или доброго бога (в этом и разница между паладином и крестоносцем — воином веры, т. к. последний сражается исключительно за Бога), и хотя их цели могут совпадать, паладин никогда не поставит интересы Бога выше своих идеалов. И даже если паладин номинально поклоняется какому-нибудь богу типа Торма или Пелора, он в первую очередь служит Правде, Добру и Справедливости. И если бог поставит свои интересы выше этих понятий, то паладин вполне может вступить в конфронтацию… если даже не с самим богом (будем реальны в оценках), то с его прислужниками.
Вообще, так называемый Кодекс паладина — вещь очень зыбкая, и четких определений его положений фактически не встречается (если не брать в рассмотрение AD&D и дополнение к третьей редакции «Защитники Веры», но и там возникает много вопросов). По устоявшейся традиции за его основу принимается средневековый кодекс рыцаря, а точнее то, как его описали романтически настроенные поэты и писатели эпохи Возрождения. В сущности, можно описать его в нескольких ключевых понятиях — Честь, Милосердие, и Справедливость. Постараемся разобрать эти понятия чуть подробней. Итак, Честь. Надо сказать, что Честь — штука весьма относительная.
Ведь у тех же рыцарей средневековья не считалось зазорными бесчестным поступком изнасиловать свою крестьянку (вспомним про право первой ночи) или убить ударом в спину сарацина, еврея или другого «нехристя». Но у паладина нет чести. У него есть Честь, как добродетель, как возведенная в абсолют истина. Он ко всем относится так, как хотел бы, чтобы относились к нему. Он никогда не запятнает себя подлым поступком, предательством, изменой. Он никогда не ударит в спину, не будет использовать яд или черное колдовство, не будет скрывать своего имени и звания, даже если это будет грозить большими неприятностями. Он не нарушит Слово или правила дуэльного поединка. Как говорили Соламнийские рыцари Кринна — «Моя честь — это моя жизнь».
Но не надо думать, что если человек честен, то он глуп или узколоб.
Совершенно не обязательно. И бесчестный поступок и военная хитрость — это совершенно разные вещи. Да, паладин не станет отравлять воду в осажденной крепости или брать заложников, но вот тайно проникнуть в крепость ночью, дабы открыть ворота или совершить ловкий обманный маневр, чтобы окружить противника, — это никак не противоречит кодексу Чести.
Милосердие — одна из самых сложных добродетелей в ролевых играх. Когда у персонажа уровня так 10 счет убитых врагов переваливают за вторую сотню — это даже не смешно. Но паладин постарается, если есть возможность, решить дело миром. Если не он давал жизнь, то он не в праве и отбирать ее, если есть другой выход. Каждый умерший злодей — лишь отсрочка, потому что ему на смену появится новый. Каждый раскаявшийся злодей — победа, потому что стало меньше одним плохим человеком и одним хорошим — больше. Убийство в бою, когда ты защищаешься сам или защищаешь других, — это одно. Убийство беззащитного человека, который потерял сознание, выронил меч, упал и т. д. — это совершенно другое. А именно — недопустимое поведение. Да, с точки зрения эффективности — это разумный ход. Но не забывайте, паладин — человек Веры. Веры в свои идеалы. И в этих запретах и ограничениях не его слабость, а его сила, но этого вопроса мы коснемся чуть позже.
Кроме того стоит заметить, что не ко всем существам применимо милосердие. Нежить, демоны и прочие существа, не имеющие ничего общего с человеком, не подлежат состраданию. С ними не может быть переговоров и мирного сосуществования. Нет ни малейшего шанса, что они встанут на «путь истинный». Пощадишь сегодня соблазнительного суккуба — значит обречешь на смерть десятки невинных людей.
Справедливость… наверное, это та Добродетель, которое ведет паладина за собой. По сути, его долг, его предназначение — это восстановление справедливости везде, где это необходимо. Не только демоны, личи и драконы — сфера ответственности паладина. Всякий раз, когда вершится неправедный суд, когда местные правители позволяют себе больше, чем им положено, когда зарвавшийся первосвященник огнем и мечом насаждает свою религию — тогда паладин с мечом в руках должен встать на защиту угнетенных и невинных. Вот только не надо уходить в крайность. Все мы люди. Паладины тоже. И если вы не отыгрывайте безумного фанатика, который не проживет в реальном мире и суток, то не надо рубить мечом руку мальчишке-карманнику, который попытался стащить у вас кошелек. Это не справедливость. Это безнаказанная жестокость. Помните, рубить святым мечом, сокрушать зло и определять его — очень просто, у вас для этого есть все средства. С тем же успехом эти способности могли быть даны оживленным магией доспехам или големом — результат был бы тот же самый. Главное у паладина — не святой меч, не конь и не возможность исцелять, а сердце. Человеческое сердце, которое позволяет сомневаться, думать, решать. Принять верное, справедливое решение во сто крат тяжелее, чем победить вампира в рукопашной схватке.
И даже если способность «обнаружить зло» определяет какого-то человека как зло, даже если вы видите, что торговец жаден до безобразия — это не значит, что пора пускать в ход освященный клинок. Вполне возможно, что его семья погибла в неурожайный год от голода, еще когда он был маленьким, а теперь этот человек ожесточился и выплескивает свою злобу на других. Быть плохим человеком — не преступление. А любое наказание должно быть соразмерно преступлению. Вы не палач, не судья, несмотря на то, что служите Справедливости. Ваша задача ее восстановить и не дать совершиться еще большему злу.
Помните, что все ограничения, которые налагает на вас ваше высокое звание, призваны не ослабить вас, а дать силы противостоять Злу. Кодекс Чести и Милосердие не дадут превратиться в бездушного хладнокровного убийцу, чувство Справедливости не даст вам сбиться с истинного пути. Даже более приземленные вещи вполне логичны и обоснованы. Ограничение в спиртных напитках? Будучи в подпитии вы можете совершить неподобающий поступок, или просто не суметь совладать с опытным врагом. Ограничение в азартных играх и обязательные пожертвования? Даже если не брать в рассмотрение моральный аспект данного положения, то следует помнить, что Деньги не должны владеть вами, меньше денег — меньше проблем. Представьте, если вы проиграетесь в кости, а адепт Зла использует это против вас. И так далее и тому подобное.
Принцип «меньшего зла» совершенно неприменим для паладина. Спасение целого мира не стоит слезинки одного ребенка. «Что толку, что мир ты сохранил, но душу свою потерял?». У паладина не может быть никаких сделок с совестью или Злом («Меня зовут Амодеус, и я помогу тебе, храбрый рыцарь замочить моего конкуре…то есть подлого демона!»).
А самый худший грех для паладина — это первый из грехов, Гордыня. Нет ничего страшнее, чем возгордившийся паладин. Это самый верный путь к падению.
О падших паладинах…
А что толку говорить о слабовольных людях, которые не в силах исполнить свой долг, невзирая на собственные желания и амбиции? Они могут называть свои деяния «освобождением от оков» и прочей чушью, но это слабость. Сила — это свернуть с темного пути вседозволенности, слабость — свернуть со светлой дороги долга.
Но наступают и такие моменты, когда нет места лишним сомненьям. Когда от вас зависят жизни других. Когда вы столкнетесь с настоящим Злом, Злом с большой буквы. Пусть не дрогнут в этот миг ни ваши руки, сжимающие меч, ни сердце, пробуждающее праведный гнев. Тогда остается лишь две вещи. Верить. Верить и сражаться.
Путь паладина действительно похож на меч, как говорилось в эпиграфе. Это очень прямой, но узкий и болезненный путь. С него легко свернуть: один неловкий шаг — и ты рухнешь в пропасть. Множество соблазнов и искушений пытаются совратить идущего по нему. На этом пути нет славы, богатства и даже счастья. Есть только долг и вечная схватка со злом. Со злом внутри себя и снаружи. Готовы ли вступить на эту дорогу?
Автор: Morgan
Статья опубликована в журнале «Ночная Ведьма» №4, август 2009 г.
Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте и будьте в курсе всех изменений.