Опубликовано: 30.12.2016

Отыгрыш нечеловеческих рас в ролевых играх

Об «отыгрыше» нелюдей
Данный текст не претендует на какое-то серьезное исследование упомянутой проблемы, скорее это сугубо субъективное восприятие автора, основанное на личном опыте.

Все мы люди. Да, интригующее и оригинальное утверждение, но думаю с этим все согласятся. Все мы люди. Каждый из вас, кто читает сейчас эти строки — человек.

Как и простой американский работяга Джо, который в этот час сидит в офисе и пьет кофе. И афганский наркоторговец Сулим. И китайская танцовщица в бедном квартале Пекина. И миллиарды других людей. Все разумные существа, живущие на этой планете — люди. Но Боже, как же мы все различаемся между собой! Двух одинаковых или даже очень-очень похожих между собой личностей найти просто невозможно.

Но тогда откуда они берутся в ролевых играх (далее, дабы не повторятся — РИ)? В этих самых играх есть много разных достоинств, как и в других серьезных занятиях. Но в отличие от многих видов спорта, в том числе и интеллектуальных, РИ изначально были инструментом психологов и психиатра.

Пациентом предлагалось представить себя в какой-либо ситуации, и человек искал решение для ситуации согласно своим личным принципам и взглядам. СВОИМ. И как и кого бы вы ни отыгрывали, вы все равно останетесь человеком.

У некоторых же игроков (термин «некоторые», наверное, будет некорректен. Подобным страдают все, но у большинства это проходит) возникает зуд в одном месте сыграть нечеловека.

И мотивируют они это тем, что якобы хотят «разнообразить» ощущения, попытаться отыграть существо другой расы. Так вот, если такое происходит один раз — то это нормально, но когда человек из раза в раз генерится то темным эльфом, то дварфом, то еще Император-пойми-кем… Это болезнь.

Болезнь или банальное непонимание нескольких моментов психологии. Потому что в серьезной игре человек никогда не сможет адекватно отыграть никого, кроме человека. Никогда. По той простой причине, что он сам является человеком.

У него человеческая логика, человеческое восприятие и психология. Я не говорю сейчас об играх формата «мейк фан», основное назначение скрасить несколько вечеров и отвлечься от грустных мыслей.



Я говорю о тех играх, в которых перед игроками ставятся какие-то проблемы морально-этического характера, трудный выбор, и прочее. Там где от игроков требуется адекватность и полное погружение в роль.

Да о каком понимании не-людей может идти разговор, когда мы тех же американцев понять не можем, ограничиваясь общими определениями разряда «какие они все тупые» или «как хорошо они работают, смотрите какое государство за 300 лет отгрохали».

Душа русского человека — потемки, так вроде говорят? Ну а что говорить, если мы свою половинку понять не можем? «Не понимаю я этих женщин», «все мужики козлы»… Непонимание и стереотипы. Стереотипы и непонимание. И неужели вы думаете, уважаемые игроки, что психология американца или арабского террориста сложнее для понимания, чем психология вечноживущего эльфа? У которого единение с природой заложено на уровне генетики, а магия течет в жилах? Нельзя отыграть. Невозможно. Наш мозг просто не способен пересечь эту пропасть. Наша существующая личность складывается из огромного множества мелких нюансов и деталей, и каждая из них может коренным образом изменить нашу жизнь.

А тут различие, которое не имеет прямых аналогов вообще. Как можно вжиться в роль, которую ты не понимаешь, потому что не способен понять? А никак.

Никак, поэтому никто и не вживается. Все эльфы, гномы и орки — это либо стереотип, воспитанный и любовно взращенный многими поколениями, типа «странствующий эльф-менестрель», либо, что на самом деле еще хуже, человеческая сущность, обряженная в «национальный костюм».

Потому что никого, кроме людей, мы сыграть не сможем. Мы все равно будем руководствоваться человеческими представлениями, чувствами и логикой. А это выглядит и чувствуется ну очень абсурдно.

Хоть стой хоть падай.

Нельзя сказать, что это вина одних только игроков. И мы, мастера, — те еще психологи, не меньше виноваты, превращая всех НИПов других рас в людей с фанерными масками. И писатели, придающие нелюдям очень человеческие черты.

Такие, что если вы откроете книгу в середине, то в любом диалоге не опознаете, кто из говоривших эльф, кто орк, а кто человек, если, опять же, эльфогномы не сведены до уровня стереотипа.

И всякие там волшебники-с-побережья, издающие десятки книг в год, в которых говорят и показывают обратное. Играйте кем хотите! Хоть разумной табуреткой! В топку психологию и отыгрыш! Стереотипы рулят! Эльфы — те же люди, только чуть другие.

Вроде грузин. Другая национальность, чтоб их. Еще и политкорректностью сверху присыплем! Противно.

До глубины души противно.

Хватит играть в стереотипы. Это же детский сад. Все эти эльфогномы сливаются с в единый паровоз лиц и имен. По настоящему, со всей отдачей можно отыграть только человека — так давайте этим и займемся. Прекратим заниматься халтурой и создадим в игре действительно личность. Настоящую, непохожую на себя. Личность, но человека. Которого можно понять.

А эльфов и гномов оставим мастеру. Пусть он делает их такими, чтобы с первого взгляда и слова можно было понять — они другие. Не такие, как мы.

Не лучше, не хуже, не глупее и не сильнее — просто другие. Лучше смотреть издалека на красивую картину, чем пытаться завернуться в это полотно.

Автор: Morgan
Статья опубликована в журнале «Ночная Ведьма» №6, январь 2009 г.

Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте и будьте в курсе всех изменений.

Правила перепечатки материалов.