Опубликовано: 01.01.2017

В большинстве фэнтезийных кампаний персонажи пользуются деньгами, покупая товары и услуги, вовсе не задумываясь о том, откуда эти деньги произошли и какова их природа и функции. Сколько на самом деле знают ваши персонажи о монетах, которыми пользуются? Система иерархии и стоимости этих монет, называемых золотыми, сребрениками и медяками (или очень похожим набором имен) проста и прямолинейна, но она никоим образом не симулирует «жизненные» характеристики монет.

Большинство кампаний проводится в обществах средневекового типа. Исторически это время характеризовалось системами валют, которые сильно разнились от королевства к королевству — а иногда от провинции к провинции. Это совершенно не похоже на валютную систему большинства кампаний, использующую универсальные монеты равной стоимости и веса, которые можно свободно тратить повсюду.

Использование исторически реальной монетной системы может во многом улучшить фэнтезийную кампанию. Добавляется разнообразие и реализм, повышается достоверность денег и экономики для игроков. Также появляется возможность обмена валют разных государств, что дает сообразительному персонажу хороший способ извлечь большую прибыль. Открывается тропа, ведущая к черным рынкам, подделкам и дюжинам прочих дел, добавляющих глубины и жизненности любой кампании.

Сделайте свою собственную чеканку

В Средние века все люди, обладающие властью и большими капиталами, могли чеканить свою собственную монету — и большинство так и делало. Монеты были из разных металлов, разной степени чистоты, разного веса, а их номинал варьировался в очень широких пределах. Наиболее распространенным было деление стоимости на двенадцатые, а не десятые, и очень часто старые и вышедшие из обращения монеты использовались как новая валюта после простого перечеканивания.
В самые древние времена использовалась медь, но ее скоро заменила латунь, но и она была не вполне приемлема — стоимость меди и бронзы начала быстро уменьшаться, как только производители валюты обнаружили, что такие монеты стираются гораздо быстрее, чем монеты из других металлов. Некоторые медные монеты чеканились со столь малым номиналом, что были фактически неразличимы.

Все монеты ведут из Рима

Средневековая монетная система ведет свое происхождение из Римской империи. Римские монеты почти целиком делались из бронзы, хотя в последние годы империи начало использоваться в небольших количествах серебро. Самые ранние бронзовые монеты назывались aes rude, изготавливались из низкосортной бронзы и были без рисунка. В период с 385 по 89 г. до н. э. эти монеты постепенно заменялись более сложной системой aes grave (означает «тяжелая бронза»), использующей бронзовые монеты более высокого качества с изображением соответствующего императора.
Система aes grave делилась по весу на восемь разных монет. Стандартом, на котором базировались все остальные стоимости, был ас (as). Ас стоил и весил как один фунт (12, а не 16 унций) бронзы, а посему был монетой довольно здоровенной.
Чеканились монеты мельче аса: унциас (uncias, 1/12 аса), секстан (sextan, 1/6), квадран(quadran, 1/4), триен (trien, 1/3) и семий (semi, 1/2). Было две крупных монеты большей стоимости, дупондий (dupondius, 2 аса) и сестерций (sestertius, 4 аса).
В I веке до нашей эры римляне начали широко использовать серебро в качестве валюты, используя систему и набор монет, впервые появившиеся за 150 лет до этого на смену асу. Основной монетой в этой валюте был серебряный динарий (dinarius), монета примерно той же стоимости, что и ас, но более легкая благодаря тому, что чеканилась из более редкого металла.
Динариевая система включала две меньшие монеты, квинарий (quinarius, 1/2) и сестарций(sestartius, 1/4). Это была более практичная форма монет, поскольку серебро и изнашивается меньше и весит легче бронзы. Боле поздние европейские монетные системы базировались на этой схеме, что видно на примере Англии, где еще в 457 н. э. был отчеканен серебряный пенни, и раннем делении серебряного скаттера (scaetter) VI века на половинки и четвертаки.

Новые имена монет Карломана

На самом деле европейские монеты появились во времена правления Карломана, когда тот установил стандартную систему номиналов. В этой системе было три основных монеты, называемых по-разному в разных областях. Были фунты (pouhd) или ливры (livre), стандарты обмена, солиди(solidi) или шиллинги, 1/20 фунта, и денье (denier) или пенни, по 12 в шиллинге. Было два ранних добавления к этой системе, марка (mark) стоимостью примерно 164 пенни (две третьих фунта) иобол (obol) или полпенни, 24 на шиллинг. (Именно поэтому в английской системе пенни сокращенно было «d» (от денье), а фунт “£” (от ливра), до отмены двадцатичного деления в 1972.)
Происхождение этой системы от римской очевидно. Система была, в общем, принята по всей Европе, хотя названия часто менялись, и существовало множество дополнений и вариаций. Фунт почти всегда был золотой монетой. Марка и шиллинг могли быть золотыми или серебряными, а более мелкие монеты были обычно серебряными или бронзовыми. Металл для монеты выбирался с таким расчетом, чтобы соблюсти баланс между стоимостью и размером. Чем дороже был металл, тем меньшего размера была монета, а монеты не должны были быть ни слишком большими, чтобы их было трудно носить, ни слишком маленькими, чтобы легко теряться, поэтому более дорогой металл использовался для монет с большим номиналом.

Все вступают в дело

Начиная с IX века стоимость и наименование монет широко варьируются, поскольку правители и банкиры во многих странах пытались проводить денежные реформы. Особо отличились своими экономическими реформами Филипп VI Французский и Эдуард III Английский, при этом произошла и денежная реформа, успешная и неуспешная одновременно. Дворяне по всей Европе, от мельчайшего сеньоришки во Франции до Фредерика Августа и Византийского Императора, чеканили монеты всякий раз, когда считали это отвечающим своим целям. Это породило широкое разнообразие монет, в том числе со странными названиями и номиналами.
Франция больше чем какая-либо еще страна подверглась валютным вариациям, поскольку ее постоянно раздирали конфликтующие политические силы и местные правительства. На другом конце шкалы, дальше всех продвинувшаяся в деле стандартизации, находилась система, введенная итальянским городом Флоренцией, чья экономическая мощь привела к доминированию в XIV веке флорина на монетном рынке.
Итальянские города лидировали в европейской коммерции, прежде чем их банки упали, а Франция и Англия поднялись как экономические силы. Двумя наиболее активными городами в Италии, доминирующими в большой степени над более мелкими городами-государствами, были Флоренция и Венеция, контролировавшие соответственно западную и восточную торговлю.
Флоренция чеканила золотой флорин (florin d’oro), монету, впервые отчеканенную около 1252 и примерно равную 3 английским шиллингам. С одной стороны изображалась лилия, с другой — портрет Иоанна Крестителя.
Стандартной монетой Венеции был золотой дукат (ducat) или цехин (zecchino), впервые выпущенный в 1284 и равный двум шиллингам. На нем изображался Христос, на обороте — Св. Марк. Дукат оценивался в одну шестую более старой серебряной монеты, гроата (groat). Венецианский «шиллинг» был теоретической монетой, в действительности не чеканившейся, но использовавшейся в расчетах обменного курса. В действительности мелкой венецианской монетой был багаттио (bagattio), стоивший около 1/120 гроата, 1/20 дуката или 1/10 шиллинга. Цены в гроатах использовались редко, в основном торговля велась в дукатах и багаттио.
Испанские монеты документированы хуже итальянских, исключение составляют государства Арагон и Кастилия. В Арагоне основной валютой была золотая монета грос (gros). В Кастилии основным номиналом был маработин (marabotin), равный по стоимости кросату (crosat), также имевшем хождение. Эти монеты использовались при торговле с Францией, в то время как большая часть остальной Испании использовала итальянские или французские монеты. Кастильский кросат приравнивался к 63 тройским маркам при торговле с Францией.
Еще одна зыбкая область — это ранние германские монеты: предположительно, предпочтение в качестве стандартов отдавалось итальянским монетам. Город Фландрия чеканил свой собственный флорин в XIV веке, равный по стоимости итальянскому флорину из Флоренции. Одним из главных набегов германцев на чеканку было введение в 1231 Фредериком II золотой монеты авгуталя(augustale), примерно равной флорину, которая, кажется, была единственной из более-менее имевших хождение.
Валютная система Византийской Империи была сложной. Было три главных монеты, все из золота, примерно равных по стоимости, но чеканившихся в разное время: солидус (solidus), безант(bezant) и гиперпер (hyperper). К мелким монетам относились серебряная милиарисия (miliarisia, 1/12 безанта), серебряный динар (dinar, 1/12 солидуса), серебряная кератия (keratia, 1/2 милиарисии) и бронзовый минимус (minimus), который почти ничего не стоил. Согласно записям, солидус обменивался на 31 пизанский динар (из итальянского города Пизы), то есть его стоимость была чуть меньше, чем у флорина. На всех главных византийских монетах изображался император, на обороте — крест.

Французская тяга к излишествам

Франция лидировала в чеканке противоречивых и ненужных монет. Французские монеты делились на два главных типа: чеканившиеся королем или королевским монетным двором, и выпускавшиеся знатью, вроде герцогов, епископов и сеньоров. Главные королевские монетные дворы находились в Трое (Troyes), Туре и Кале, хотя последний долгое время принадлежал англичанам и использовался ими в своих нуждах. Знать выпускала монеты того номинала, которого желала, чеканя их там, где находилась их штаб-квартира.
В XIII веке турский двор чеканил турно (tournois) — вероятно, наиболее популярную монету того периода. Для сравнения и торговли использовались установленные Карломаном стандарты. По этим стандартам турно стоил 3,75 пенни. Турский пенни также был из серебра, и, как вариант, назывался обол (obole) или майль (maille). Также в Туре чеканились серебряные полпенни. Тройский двор в основном известен марками (marc), стоящими 217 турно или 58 шиллингов.
В XII и XIII веках монетный двор в Тулузе произвел множество странных монет, включая «пенни» стоимостью 2/3 турно и «марку» равную половине тройской марки.
Тулуза послужила источником нескольких уникальных монет, среди которых серебряныймелгориан (melgorian, 12 турно); тольца (tolzas), монета(moneta) и децена (decena), все из серебра и все стоимостью в 2,5 турно; более поздняя септема (septema) стоимостью 1,75 турно.
Стоимость французских монет очень сильно менялась из-за колебаний Французской экономики в разное время и в разных местах. Филипп VI пытался привести валюту к общему знаменателю, выпустив в 1337 золотой экю (ecu) — очень успешную монету, чьей целью было вытеснить традиционную серебряную валюту. На ней изображался щит. Оценивалась в 3s 4d (3 шиллинга 4 пенса или 64 пенса) и содержала 70 гран золота.
Более ранней золотой монетой, оказавшейся достаточно удачной, чтобы ее скопировали англичане для хождения в юго-западной Франции, был мотондор (mouton d’or) Генриха V, выпущенный в 1287 г. На ней изображался агнец божий. Мотон стоил 5 шиллингов, но содержал только 40 гран золота, демонстрируя (по сравнению с экю) падение стоимости золота почти на 400 % за 50 лет.
Меньшие монетные дворы Франции не уступали продуктивностью вышеупомянутым королевским, создавая еще большую неразбериху. Из Нарбонны пришли дернье (dernier, 12 шиллингов), погеза(pogesa, 1/4 пенни), месала (mesala, 1/2 пенни) и золотая марка (marc d’oro, 50 шиллингов) плюс серебряная марка той же стоимости. Кахорс чеканил роано (roanois) и каорсины (caorsin), обе равные половине пенни. Соммьерцы (Sommieres) также делали полпенни, называемыебернардинами (bernardin) и раймондинами (raymondin). Также раймондины выпускал и двор в Альбе, но там они стоили целый турно. Также в Альбе делали арнальдин (arnaldin), равный одному пенни. У епископа Ле Пу (Le Puy) была «лепуйская марка»(Le Puy marc) той же стоимости, что и тройская марка, и четвертьпенни pougeoise (даже не знаю, как обозвать — переводчик [перевод «пита«, другие названия «poitevine», «pite» — прим. ред.]), одна из немногих медных монет Франции. Ним чеканил немозены (nemausensas), равные одному турно. В Валенсии были регалии (regale) стоимостью около 1,25 турно.
Множество монет во Франции свидетельствует о силе и активности местных правительств, пытавшихся контролировать местные экономики, регулируя и чеканя монеты. В средневековой Франции было распространено убеждение, что справиться с экономическим спадом можно, выпустив новую монету и восстановив народное доверие к деньгам. Это вело к явной неразберихе, купле-продаже в больших объемах драгоценных металлов и монет из одной провинции в другую. В некоторых местах денежным менялам отводилась очень важная роль, так как некоторые лорды не позволяли использовать на своей территории монеты соседей.



Монеты английской короны

Англия постоянно подвергалась монетарной манипуляции со стороны королей, желавших контролировать экономику. С V века, когда викинги отчеканили первый серебряный пенни на острове, монетные дворы Англии не прекращали работу.
Теоретически английская монетная система делилась на фунты, шиллинги и пенни, с добавлением полпенни и фартингов (1/4 пенни). В раннее Средневековье большинство английских денег были серебряными, самыми примечательными были скаттер VI века и пенни стерлингов. Применение серебра в качестве основного металла, по существу, закончилось в XIII веке, когда Генрих III довольно необдуманно выпустил золотой пенни.
Первая настоящая манипуляция английской монетарной системой произошла в правление Эдуарда III. Он выпустил в 1344 английский флорин стоимостью 6s 4d, что в действительности делало его эквивалентом «двойного флорина» по сравнению с итальянской монетой. Он начал быстро обесцениваться и был перевыпущен с более низкой стоимостью всего лишь 6s. На английском флорине изображался король на троне. Любивший вычурные названия, Эдуард III выпустил затем леопарда стоимостью в полфлорина, и шлем стоимостью в пол-леопарда. Они были лишь умеренно успешны, а по-настоящему удачной монетой Эдуарда III стал нобль (noble) — большая монета, равная английскому флорину, изображающая короля на корабле.
Эдуард IV тоже приложил руку к чеканке. В конце XV века он выпустил розовый нобль или ройал(royal), стоящий 10 шиллингов, что к тому времени было аналогично «двойному ноблю», поскольку стоимость золота продолжала падать. Английские монеты возникли в процессе постоянных экспериментов, плюс из желания каждого короля взять экономику страны под свой контроль, выведя ее из-под контроля флорентийских банкиров.

Монеты в кампании

Необходимо понять, что, хотя исторически были сотни различных монет странных номиналов по всей Европе, большинство думающих о деньгах средневековых людей понимало и принимало в качестве основы монетарной коммерции стандарты, установленные Карломаном. Без набора (более или менее) общих номиналов было бы трудно установить относительную стоимость различных монет, и межнациональная, а то и междеревенская торговля становилась невозможной.
То же самое ограничение следует применять к любой ролевой кампании, использующей разные системы валют в различных частях царства. Без базиса для сравнения и общения не возможен никакой обмен валют.
Монеты в кампании можно сделать более интересными, применив некоторые из упомянутых в этой статье, адаптировав их под мир кампании. Деньги — это больше чем диск с барельефом из конкретного металла, это источник власти и влияния. Люди, облеченные властью, будут неизбежно пытаться контролировать деньги для укрепления своей власти, и равно неизбежно люди без денег и власти будут стремиться обрести одновременно и то, и другое. Это такая же правда фэнтезийного мира, как и реального мира наших дней, или мира Средних веков.
Разрешив просочиться естественным вариациям в монетарную систему кампании или же введя их, рефери может обеспечить персонажей новыми переживания, новыми способами применить свою энергию. Их могут облапошить на обмене денег; у них могут конфисковать иностранную монету; им может грозить отрубание рук за подделку монет. «Реалистичные» деньги — это интересный способ привнести краски в кампанию, чтобы и рефери, и игроки могли извлечь больше из ролевого времяпровождения.

Автор: Дэвид Налль
Перевод: Дрого
Источник: Источник: «Дракон» №63, июль 1982.
Статья опубликована в журнале «Ночная Ведьма» №4, август 2009 г.