Опубликовано: 25.03.2015

За южным берегом Срединного Моря обитают народы Мидии. Столица Мидии — Солос, оживленный торговый город с многонациональным населением, состоящим преимущественно из торговцев, моряков и воров.

Руководство Ведущего

midia1

Содержание

Введение

Мидия — «южная страна», дом одной из великих цивилизаций Мифики. В отличие от закрытого для чужестранцев Хеттима, воинственной Умбрии или заносчивого Тритона, Мидия всегда встречает гостей с радушием, активно воспринимая все новое, учась на чужих, а не на своих ошибках.

То, что испокон веков эта прекрасная страна становилась желанной целью для множеств свирепых завоевателей, происходит не от слабости её жителей, а от открытости миру. С другой стороны, годы скорбей и войн закалили национальный характер, и, пожалуй, нигде больше нет таких людей – смелых и отзывчивых, всегда готовых и к бесшабашным приключениям, и к вдумчивому познанию. Сейчас, как и века назад, Мидия продолжает протягивать руку дружбы любому, кто ступит на её благословенную землю.

Многие северяне, не зная ровным счетом ничего, тем не менее любят слагать байки, частично забавные, а частично ужасные, но равным образом не имеющие ничего общего с действительностью. Будто бы Мидия — это «гнездо разврата», «не место для честного человека», жители которой «приносят в жертву младенцев» (кстати, кто такая Клеонтида Аргосская?), чтобы развенчать эти несправедливые обвинения, сегодня я представляю вам новую монографию, посвященную земле ласкового солнца и теплого моря, лежащей на южном берегу Срединного моря.

Мидийское летоисчисление

Традиционно протоколы судебных заседаний, и другие официальные документы в Мидии датируются в соответствии с календарем, летосчисление которого ведется от времени основания Солоса (ОС). Тем не менее обычная минейская датировка, разработанная Демосфеном Пиленским (ЭМ для эры магии и ЭГ для эры героев) все больше входит в оборот, поэтому далее по тексту, мы используем именно её, как более привычную.

Хетдамы

Хетдамы – пожалуй самый большой камень преткновения для мидян. Радушные и гостеприимные к иностранным гостям, они тем не менее не одобряют «смешанных браков», а их потомство негласно считается людьми второго сорта. Нынешняя царица Мидии – Дидонна Эпет сделала многое для уравнивания в правах истинных мидян и «полукровок». Однако злые языки утверждают – мера эта вынужденная, ведь только признанием хеттдамов истинными мидянами, можно исправить тот факт, что в собственной стране, мидяне с каждым годом все больше становятся малочисленным народом.



Мнения на этот счет полярные – одним мидянам нравится считать себя частью большого и сильного народа, другие, напротив, считают, что королева предает «древние традиции» своего народа. «Оппозиционеры» группируются вокруг знатного и влиятельного аристократического семейства – дома Барка.

midia9

Персонажи из Мидии

Коренным жителям Мидии доступны всего пять классов персонажей из Руководства Игрока: Аристократ, Копьеносец, Священник, Колдун, Вор. Другие классы (например, варвары или лирники) – удел чужеземцев, то есть «гокери». Ещё три дополнительных класса: Моряк, Лучник и Всадник – также будут хорошим выбором для коренных мидийцев. Искатели приключений из Мидии создаются по тем же правилам и с теми же ограничениями, что представители минейской цивилизации.

Священники мидийских богов — Бела и Эшмун имеют те же заклинания, что Священники Зевса или Аполлона. Жрицы Танит имеют те заклинания, к какому аспекту богини тяготеет их героиня: Танит как «мать-земля» (т.е. Ашера) – заклинания жрицы Деметры и Гесты. Танит как Астара — заклинания жрицы Афродиты.

Мидия: География страны

midia2

Земля Десяти городов

Земли Мидии удивительно плодородные, учитывая, что страна находится на той же широте, что и Хеттим, где раскаленное солнце плавит даже камни. Конечно урожаи здесь не такие обильные как в землях Харибдии или даже Земле Трех городов, однако осадков выпадает достаточно, чтобы выращивать большие урожаи маслин, цитрусовых, орехов, фиников, винограда и конечно пшеницы.

Естественная граница на западе – непроходимые харибдийские джунгли, а на юге – неприступные стигийские горы. Восточная граница с Хеттимом – нескончаемая линия раскаленных песков уходящих за горизонт. Но самая протяженная и самая важная граница – северная, идущая вдоль побережья Срединного моря.

Первые колонии на южном берегу появились примерно шесть столетий назад, основанные моряками и купцами из Солнечных Земель. С тех самых пор, более чем любая другая страна (за исключением, конечно, острова Тритон), политически, экономически и в плане культуры, Мидия связана с морем.

Центральная Мидия заселена слабо, и покрыта густыми лесами — дикими и мало изученными, под общим названием Леса Самеры. Здесь можно наткнуться на страшных зверей и не менее страшных людей – какие темные дела ведут здесь таинственные общины, предпочитающие не показываться на глаза мирным гражданам, можно только догадываться.

Все основные поселения страны находятся в приграничных зонах. Подавляющее большинство людей проживает в десяти крупных городах, поэтому вот уже несколько десятков лет, в ходу ещё одно название Мидии – Десятиградье. Наиболее влиятельными и крупными, городами в полном смысле этого слова, являются шесть из них.

Солос Великолепный

Самый большой и влиятельный город Мидии – Солос Великолепный, представляет собой громадный морской порт, основанный, по преданию, самой великой царицей Дидоной Элишатской, в первом веке Эры Магии (приблизительно 42 год ЭМ, хотя эта дата не бесспорна).

Города Мидии - удивительное смешение обычаев и языков

Города Мидии — удивительное смешение обычаев и языков

Солос (укоротившееся со временем слово Саломус, что на мидийском означает «Обитель мира»), возможно, самый космополитный город на Мифике. Меньше половины его жителей являются мидянами по крови, и хотя в процентном соотношении их община самая большая, тут можно встретить и харибдийцев, и минейцев, и хеттимов, и тритониан, и конечно же большое количество хетдамов — полукровок в чьих жилах течет мидийская кровь.

Как и любой уважающий себя мегаполис, Солос имеет две гавани: Внешнюю, где стоят торговые суда, и Внутреннюю где базируется военный флот. Одновременно в этих двух гаванях могут находится до полутысячи судов – 200 военных и свыше 300 торговых. При этом Внутренняя гавань представляет собой подлинный шедевр инженерной мысли. Выполненная в виде огромного круга, в самом центре она имеет рукотворный остров из белого камня, на котором высится гигантская статуя Дидо Триумфаторши, построенная в начале Эры Героев царицей Дидонной Хилетой. Все это прекрасное сооружение считается одним из Великих Чудес Мифики.

Солос делится на несколько районов или кварталов. Прибрежный квартал – гавань и окружающие её городские постройки, это самая старая часть города, центр торговли и сердце города.

Здесь разместились рынки и базары под открытым небом, бесчисленное количество магазинов и лавок с товарами и услугами любого вида, какие только можно представить. Это район наиболее древней и величественной застройки, который венчает башня портовых смотрителей – одно из немногих сохранившихся зданий Золотого Века Мидии. К сожалению, в этом районе также обитает довольно многих криминальных сообществ, в том числе Синие Обезьяны – синдикат свирепых убийц и дерзких воров, а также их смертельные враги, Братья Красной Руки.

Сразу за прибрежным, начинается Средний квартал Солоса – респектабельный жилой район, где находится всемирно известная Библиотека Солоса и Дом Эшмун –место физического и духовного исцеления, посвященное мидийскому богу целительства и врачевания.

Царский квартал, известный также как Бирса (букв. «высокое место») возвышается над городом, уместившись на склонах холма, откуда виден весь город. Здесь обитают дворяне Солоса, располагается дворец Дидо, а также Дом Сената и Великий Храм.

Наконец, за городскими стенами располагается Внешний город, дом для большинства хетдамов и прочих «малообеспеченных» слоев населения.

С запада город прикрывает от сильных ветров Хребет Гедеона – высочайший горный массив Мидии. Кстати, именно на одном из его пиков расположен Утес Мильцетпалы (буквально «царский прыжок»), где свела счеты с жизнью первая царица Мидии, Дидона Элишат. Раньше серебряные рудники Хребта Гедеона славились далеко за пределами страны, но прошло уже несколько столетий, как их жилы опустели и ныне почти все шахты заброшены.

Солос занимает очень выгодное положение как в Мидии, так и в Срединноморье. Расположенный на полуострове, далеко выдающемся в море (и без того, достаточно узкое в этом месте), он служит естественной остановкой для всех судов, двигающихся с запада на восток и обратно. Своими размерами, красотой белоснежных мраморных зданий, поражающих воображение храмов и великолепной гаванью, Солос обязан мудрости предков, основавших колонию в самом подходящем для торгового города месте – перекрестке караванных путей Мифики.

Этика, Вечный соперник

Второй по величине и самый западный город Мидии, расположен в большой бухте Этика, в 250 милях к юго-западу от Солоса. Соперничество Солоса и Этики имеет давнюю историю и берет начало с момента заселения Мидии. Так уж сложилось, что Этика была основана купцом Этобелем, на целых 15 лет раньше нынешней столицы. Тот факт, что не уступающий богатством и славой, к тому же раньше отстроенный, их город занимает только второе место в Десятиградье, служит вечным поводом для недовольства его жителей.

Несколько раз за свою долгую историю Этика поднимала бунт против цариц Солоса, и даже переходила на сторону тритониан, когда те однажды пошли на Мидию войной. С тех пор община тритониан Этики составляющая почти треть населения города, пожалуй, самая большая и организованная в Мидии.

После того как захватчики были изгнаны, многие горячие головы предлагали сровнять Этику с землей, однако разум жителей Солоса возобладал над сердцем. Город стоит и поныне, и даже вчерашним врагам-тритонианам не возбраняется селиться в нем и чувствовать себя как дома. О прежних обидах никто не говорит, по крайне мере пока, и по крайней мере в слух.

Гавань Этики лишь немногим уступает Солосской, и её торговый оборот лишь немногим меньше, чем у восточного соседа. Этика – столица западного края Мидии, граничащего с джунглевыми лесами Харибдии. Неудивительно, что почти весь корабельный лес поставляющийся как для внутренних нужд страны, так и на экспорт, заготавливается именно здесь.

Каркан, город рыбаков

Вид на Каркан с моря

Вид на Каркан с моря

Расположенный в сорока милях к западу от Солоса, Каркан (название скорее харибдийского происхождения), это самый маленький из городов Мидии, и, пожалуй, самый незначительный. Основанный в 85 ЭМ царицей Дидоной Амеллой, он славится только несколькими экзотическими благовониями и рыбным промыслом, являющимся основным занятием населения. Лучшие рыбные деликатесы Мидии, все производятся именно в Каркане. Не смотря на свое далеко не блестящий быть, Каркан, тем не менее, 2 раза становился ареной кровопролитных сражений в прошлом.

Малиба, город палаток

Расположенный в двухстах тридцати милях к юго-западу от Солоса, и примерно в пятидесяти милях от моря, Малиба основан все той же Дидоной Амеллой, когда её брат Утипан узурпировал власть, а сама она была вынуждена скитаться по стране. Утипан в итоге был низложен, а Малиба (букв. «город палаток», т.к. в нем нет ни одного капитального строения) остался, с тех пор являясь духовным центром Мидии.

Здесь, в катакомбах небольшой скалы под названием Улей, расположены усыпальницы всех цариц Мидии. Скиния Богов – центральный храм города, как и прочие строения, представляет собой лишь огромный шатер. В Малиба живут в основном только чистые мидяне, иностранцам это не запрещено (кроме посещения Скинии), но они предпочитают не селится здесь.

Лектис, Белый город

знаменитый маяк Лектиса

знаменитый маяк Лектиса

Расположенный в ста пятидесяти милях к юго-востоку от Солоса, порт Лектис — третий город Мидии с точки зрения размера и значимости. Был основан царицей Дидоной Элишат ок. 65 года Эры Магии, во время первой волны заселения Мидии. Лексис немного меньше Этики и всегда выступал на стороне цариц Солоса. Лектис обозначает «Белый город», из-за цвета местных песчаников из которых построено большинство зданий.

Здесь производятся замечательные вина, а также прекрасные ткани чудесных ярких расцветок. Хеттимов здесь живет немногим меньше, чем коренных мидийцев.

Телабр, Ворота в пустыню

Расположенный в двухстах пятидесяти милях к юго-востоку от Солоса, и на 80 миль вглубь континента. Мидийцы зовут его «воротами в пустыню», а хеттимы – «воротами в Мидию». Как можно догадаться из этого факта, Телабр считают своим, и та и другая сторона, из-за чего здесь бывает жарко не только от палящего солнца.

Телабр (букв. «Высокая Крепость», с мидийского) — скромного размера городок, располагающийся на продуваемом горячими ветрами засушливом плато. Так называемый «верблюжий путь» связывающий Мидию и Хеттим проходит через этот город. Основанный в 100 году Эры Магии Дидоной Афитой, это самый молодой из шести крупных городов царства. Примерно половину населения составляют выходцы из Царства Пустынь.

Минейский округ

Города Аркалия, Сирены и Сконнос, все вместе носят название «минейский округ». Все они основаны за последние 80-100 лет людьми из-за Срединного моря.

Сирены – «старейший» (и самый большой) из молодых городов Мидии, основан в 242 году Эры Героев, под занавес правления хеттимского царя Сетамуна II, аргосскими колонистами на полпути между Солосом и Лектисом. Хеттим в то время контролировавший часть Мидии, серьезно ослабел, и не мог помешать аргоссцам, на волне духовного подъема, после победы над Умбрией, принявшихся активно осваивать новые земли.

Афиняне, чтобы не отстать от соседей, также решились на колонизацию мидийских земель, но дипломатически поступили более грамотно – испросили разрешение на основание колонии у приемника Сетамуна, царицы Нофрет. Нофрет под давлением обстоятельств (к тому же, не желая упускать хорошие перспективы торговли) пошла на уступки, и в 249 г. ЭГ, в 40 милях от Каркана появился город Аркалия.

Третий из минейских городов, основан в 255 г. ЭГ в семидесяти милях к юго-западу от Аркалии. За разрешение на основание колонии, перед Нофрет ходатайствовали Аргос и Гераклея, однако Нофрет уступила уговорам аргоссцев, уже итак имевших в этих землях свое представительство. Эти события привели к войне между Гераклеей и Аргосом, длившейся, пока Афинянам не удалось уговорами и угрозами примирить враждующие стороны.

Сирены - переплетение минойской и мидийской культур

Сирены — переплетение минойской и мидийской культур

Через несколько лет, Мидия восстала и сбросила власть Хеттима, и создалась реальная угроза, что минейцев просто вышвырнут с южного побережья… Но хитрость и прагматизм царицы Дидоны Ханнаты, помноженные на инстинкт выживания колонистов привели к тому, что минейцам было разрешено оставаться в Мидии и жить как жили раньше, на условиях автономии, но при условии военной помощи из метрополии на правах союзника, в случае вступления Мидии в войну. Это соглашение, подписанное в 280 г. ЭГ, известно, как Конкордат. Минейцам даже было разрешено иметь своего представителя (одного) в Совете старейшин Мидии, но… без права голоса.

Мавелех, Последний

Последний из десяти городов Мидии и наиболее загадочный. Мавелех, как говорят, на диалекте одного из небольших народов Мидии означает «смерть». Он лежит в двухстах милях к югу от Солоса, у подножия северных предгорий гор Стигии.

Когда и кто основал Мавелех толком неизвестно, возможно мидийцы, может быть хеттимы, а может и люди Стигии. Первое точное упоминание о нем встречается в одном из документов Царства пустынь, датированном 130 г. ЭМ, в конце царствования хеттимского царя Юсеркафра, первым попытавшимся подчинить себе Мидию. К следующему упоминанию в летописях, спустя 15 лет, Мавелех уже успел обрести дурную славу. Сейчас, как и тогда, это город-граница, где закон не соблюдается, а скорее «признается». Сюда стекаются лихие люди со всей Мидии, подальше от любопытных глаз и возмездия, здесь процветают нелегальные рынки на которых торгуют такими товарами, что лучше и не знать, здесь вербуют наемников для участия в самых темных делах по всей Мифике.

И мидийцы и хеттимы и даже тритониане, в разное время пытались «очистить» город, но в лучшем случае добивались лишь временного затишья. Мавелех знаменит своими шахтами и рудниками, где добывают серебро, олово и свинец – и только по этой причине его ещё не сровняли с землей солдаты одной из карательных экспедиций.

В настоящее время городом правит легат, специально назначаемый лично царицей Мидии, но на практике в его руках сосредоточено не так уж много власти. Настоящие хозяева города – гильдии рудокопов и бандитские шайки. Мавелех может посылать своего представителя в Совет старейшин Мидии, но, как и города минейского округа, без права голоса.

Мидия: Общество и культура

Народы Мидии

Мидия, пожалуй, одна из самых многонациональных и пестрых, в культурном плане, стран Мифики. Только Солнечные Земли могут похвастаться таким же социальным и этническим разнообразием, но, как мы помним – Империя Акаменов включает больше 20 провинций, из которых каждая в прошлом была самостоятельным царством.

Примерно 40% населения Мидии можно отнести к «чистокровным» мидийцам (мидийцами были их отец и мать), примерно 20% составляют «полукровки», прочие же 40% составляют четыре этнические группы, в более-менее равных пропорциях: харибдийцы, хеттимы, минейцы и тритониане.

Язык и литература

Мидииский купец

Мидииский купец

Мидийский язык является ветвью Эдонского, распространенного в Кандарии и окружающих её землях.  Однако 600 лет — это порядочный срок для того, чтоб выработать почти совершенно не похожий на материнский диалект, к тому же все время подвергавшийся влиянию минейского языка и хеттимских наречий.

Мидийский алфавит первоначально также повторял Эдонский, и наследовал его недостатки – в частности, в нем почти не было гласных. Со временем он стал значительно богаче и легче для записи, за счет включения в него гласных по образцу минейского. По этой причине, наиболее древние версии мидийских текстов, относящиеся к самым первым векам Эры героев, сейчас с большим трудом поддаются расшифровке, зато жители стран, где говорят на минейском, могут читать современные мидийские тексты без переводчика.

Литература Мидии не так богата, как можно было бы ожидать, конечно, если сравнивать её с минейской или хеттимской. Ей не хватает и красочных метафор земли Трех городов, и сложных образов хеттимских авторов, и, на худой конец, содержательных поучений умбрийцев. При этом библиотеки Солоса и Лектиса одни из самых больших на Мифике, и содержат как бесценные образцы древних текстов со всех уголков цивилизованного мира, так и их переводов на современные языки.

Искусство, архитектура и музыка Мидии, также скорее подражание и повторение опыта других народов, чем попытка создать что-то самобытное.

Единственные области, где мидийцы действительно преуспели, это сельское хозяйство и навигация. Фундаментальные труды «Лектисский справочник садовода» и «На запад по звездам!» являются прекрасными примерами их достижений, и получили высокую оценку специалистов даже далеко за пределами Мидии.

Структура общества

В Мидии, существует четкое разделение на высшее общество (аристократия) и простолюдинов. Девять из двенадцати благородных семей этой страны ведут свою историю от 9 капитанов небольшого флота царицы Дидоны Элишат, с которыми она прибыла на берег Мидии и основала Солос. Предки трех других знатных семейств были основателями Этики, и до сих пор держаться обособленно, сохраняя собственные исторические традиции.

Большинство суфиев (судий), а также жрецов Святой Триады и других сановников принадлежат к высшему обществу, но 85% населения Мидии — это простолюдины – крестьяне, рыбаки, лесорубы, рудокопы, войны и ремесленники. К простолюдинам относятся и младшие жрецы.

Нельзя сказать, что простолюдины совершенно бесправны или влачат жалкое существование. Примерно треть Совета старейшин (в том числе один из суфиев) в наши дни составляют представители этого сословия – прежде такого не бывало никогда.

Хеттдамы до последнего времени считались не принадлежащими ни к первому ни ко второму сословию, составляя особый, самый низший слой мидийского общества – не образованный, насквозь криминальный и лишенный всякого будущего. К счастью, в последние годы ситуация стала меняться в лучшую сторону. На полукровок больше не смотрят как на граждан второго сорта (вернее, стараются не смотреть), им официально разрешено заниматься торговлей, ремеслами и служить в армии. Однако путь священнослужителя, для них по-прежнему закрыт.

Гокери («иноземцы») – представители крупных национальностей, проживающих в Мидии (харибдийцы, хеттимы, минейцы и тритониане). Им запрещено занимать ключевые государственные посты и быть священнослужителями, однако они считаются гражданами страны, их права и интересы уважаются, а закон на их стороне.

Члены других рас (кентавры, нимфы и прочие) и слабо представленных в этих краях народов (амазонки, гипербореи, умбрийцы и другие) классифицируются как «Зори» («чужаки») и имеют в Мидии куда меньше прав, чем все прочие.

Как и большинство других народов Мифики, мидяне имеют рабов. Учитывая, что Мидия редко участвует в войнах, относительно немногие из них были захвачены в битвах, но многие попали в рабство из-за невыполненных финансовых обязательств или просто были куплены в других землях. Коренные мидийцы редко становятся рабами на родине, только если речь идет о рабстве (или исправительных работах), как наказании за какое-то не слишком серьезное преступление. Также, никогда и не при каких обстоятельствах в рабы не может быть определен представитель одного из знатных семейств Мидии. Почти половина рабов Мидии – харибдийцы.

Закон и управление страной

Традиционно во главе Мидии стоит Царица, а не царь, и власть переходит от матери к дочери, хотя место наследницы может занять и другая родственница принадлежащая к правящему дому.

Власть царицы не абсолютная – она правит не единолично, а с помощью двух суфиев (судий). Один из них избирается самой царицей (и называется царский суфий), а другой избирается голосованием Совета Старейшин в Солосе (народный суфий). Оба они равны по статусу и власти и оба переизбираются каждые три года. При этом один и тот же человек может быть избран суфием только два раза.

Во время войн, суфии выполняют функции военачальников – один командует флотом, другой сухопутной армией. Получить эту должность может теоретически любой гражданин страны, но простолюдины здесь явно уступают высшему классу.

Царский суд в Мидии

Царский суд в Мидии

Солос, как столица, и как чрезвычайно большой город, имеет привилегию перед другими поселениями – два заместителя суфиев, избираемых народным голосованием служат только здесь и занимаются разбором судебных дел со всей страны. Тем не менее высший суд Мидии осуществляется непосредственно царицей и её помощниками и проводится в особых случаях, например, при процессах над знатью.

В Совет старейшин Мидии входят двое суфиев Солоса и по два старейшины от каждого из других пяти крупных городов страны. Представители минейских городов-колоний в Мидии и южного форпоста Мавелеха также входят в Совет, но в качестве наблюдателей, не имеющих права голоса.

Сенат Мидии традиционно включает 48 членов – 12 глав дворянских семейств, избираемых пожизненно и 36 членов от представителей простолюдинов – сословий ремесленников, крестьян и т.п., переизбирающихся каждые шесть лет. Недавние реформы царицы Дидоны Эпет расширили этот список до 60 членов, включив в сенат 12 представителей сословия хеттдамов, чем вызвала бурное недовольство аристократии, которую конечно не обрадовало ослабление собственных позиций.

Каждый город Мидии самостоятельно избирает своих лидеров и местных суфиев, как и в Солосе – по двоих на город, однако обладающих существенно меньшими полномочиями, чем их столичные коллеги.

Свод мидийских законов носит негласное название «кодекс Дидо», имея ввиду вполне конкретную царицу – Дидону Афету, третью царицу Мидии. В целом он довольно похож на аналогичные документы из-за моря – в частности предусматривает денежные штрафы за клевету, драки и мелкое хулиганство, публичную порку, отсечение конечности или продажу в рабство за кражи, похищения и разбойные нападения, а также смертную казнь (побитие камнями, отсечение головы или распятие) за тяжкие преступления – богохульства, предательства и убийства.

Дворянам, признанным виновными в нарушении закона, наказание могут заменить ссылкой в дальние уголки страны или даже за её пределы, однако простым людям такое везение светит очень редко.

Торговля

Богатство и процветание страны зависит от того как активно ведут между собой торговлю другие страны бассейна Срединного моря. В самой Мидии производят ткани, славящиеся пестрыми расцветками: лен, шерсть, хлопок. Ароматные благовония, вина, пшеница, а также серебро, олово и свинец, все это активно поставляется на экспорт. Также мидийцы преуспели в торговле отличной древесиной годной для строительства кораблей, слоновой костью, драгоценными камнями, экзотическими животными из Харибдии.

Из Хеттима верблюжьим караванами везут сюда медь, благовония, соль, папирус, специи и шелк. Текстиль, золото, пряное вино и цветное стекло идет морем из Кандарии, везут из Умбрии керамику и прекрасных лошадей, железо, мрамор, жемчуг от берегов Трех Городов, янтарь из Амазонии и даже драгоценные меха из далекой Гипербореи.

Нет такого порта, куда бы не заходили мидийские торговые корабли, и мало кто сомневается, что коммерческий флот Мидии является крупнейшим на Мифике.

Повседневная жизнь

Большинство «чистокровных» мидян живут сравнительно богато, и имеют достаточно времени на досуг. Под минейским влиянием здесь пышным цветом расцвели спортивные состязания, особенно любимы и богатыми и бедными борьба и кулачные бои. Аристократы обожают гонки на колесницах и скачки, но самой популярной игрой (уж среди простолюдинов, точно) служит улама, подвижная игра с мячом. Играют и в спокойные, интеллектуальные игры, например, в магули, которую ещё называют «маленькие солдатики».

А вот любовь к театральным и литературным произведениям минейцы привить, увы, не смогли – южане находят эти занятия довольно скучным делом.

Большинство мидян — даже аристократы, одеваются одинаково (богатство и статус выражаются качеством одежды и ювелирными украшениями). Украшения тут любят и мужчины, и женщины, а серьги носит поголовно все население страны, начиная с 10 лет. С серьгами существует интересная традиция – обычно носится только одна из пары, причем на левом ухе (символизируя подчинение власти царицы). Обе сразу носят жрецы и жрицы (символизируя подчинение богам и земной власти), а вот одну серьгу в правом ухе может позволить себе только царица (символизируя подчинение только власти богов).

Девушек отдают в жены обычно в 15 лет, а у мужчинам принято женится годам к двадцати пяти. Тем не менее, обручение может длиться много лет, и это вовсе не редкость, когда девочка знакомится с будущим мужем в 10 лет. Мидийские свадьбы — это сложное и хлопотное дело, пронизанное церемониями и традициями, обычно они длятся не меньше недели.

Муж является номинальным главой семьи, но по факту, всей жизнью дома и его имуществом руководит женщина. Она же командует рабами, если они есть в домохозяйстве, а учитывая уровень достатка мидян, таковые часто имеются даже у простолюдинов.

Большая часть работы делается или утром, или на склоне дня, потому что начиная с обеда и часов до 4-х дня, у мидийцев наступает время дневного отдыха и закрываются даже мелкие лавки. Обедают здесь скромно, зато ужин может длится по несколько часов и состоять из целого ряда повторных «заходов».

Имена мидийцев

Большинство мужских имен мидийцев заканчиваются на Л, Н или О. Часто используются элементы –бел и –эшмун (по именам богов Бел и Эшмун). Другие распространенные элементы имен: аб- (отец), ад- или бо- (слуга/раб), адон- (мастер), -ханно (добрый), -маго (солдат), маттан- (смелый), -милсо (царь), пен- (лицо), -ятон (жрец).

Примеры: Абибел, Абомилс, Адешмун, Адшербел, Адмаго, Адонибел, Амлиско, Барко, Барешмун, Белханн, Белятон, Бодешмун, Бодханно, Кадешмун, Ханно, Ханнобел, Гасдрубал, Ятонбел, Маттанибел, Милькатон, Пальтибел, Мерибел, Пенешмун, Сакарбел, Зорабел.

Женские имена мидийцев обычно оканчиваются на: , или . Не редко они включают элемент -танит (от имени богини Танит). Другие распространенные элементы женских имен: ам- (мать), бат- (дочь), хай-(доблесть), сам- (женщина), сим- (радость). Примеры: Афит, Амабат, Амелла, Амтанит, Ариша, Бамет, Белтанит, Далет, Элишат, Эштант, Гарбет, Хесет, Ханния, Мелита, Нахомет, Самина, Саламба, Шафат, Симтамина, Семихет, Эпет.

Как вы могли заметить, традиционное имя-титул цариц Мидии Дидо, оканчивается на О, однако это сделано неспроста, так лишний раз подчёркивается его уникальность.

Простолюдины обычно обладают только одним именем, но члены благородных семей включают в полное имя также фамилию семейства, и тут кроется одна хитрость. Мидяне вообще, не самая патриархальная нация – и благодаря этому обстоятельству, фамильные имена, изначально мужские, происходящие от имен основателей этих родов, со временем «феминизировались». На самом деле, если знать принцип, тут все просто – «мужские» окончания –о, и –л, поменяли свои окончания на «женские» , -ка, -йа.

Так, например, Гисго Барка является членом Семьи Барка, соответственно потомком основателя рода по имени Барко. Аналогично, Жерубел Бодеэшмунка из Семьи Бодеэшмунка, далекий потомок человека по имени Бодеэшмун.

Женщины аристократических семейств в девичестве носят фамилию своего рода, но выйдя замуж, меняют её на фамилию мужа. Если же она выйдет замуж за человека не аристократического рода (такое редкоЮ но все же бывает), то потеряет право и на свою родовую фамилию.

Члены царского дома, и мужчины и женщины имеют только одно имя, хотя имеют право использовать приставки Сар (царевич) или Сарет (царевна). Что касается царицы, она всегда использует имя данное при рождении, в качестве эпитета к царскому имени-титулу Дидона. Например, царевна Сарет Элишат, став царицей получает имя Дидона Элишатская.

Интереснее всего получается с хетдамами, которые имеют сразу два имени – данные отцом и матерью. Представители прочих народов проживающих в Мидии, дают детям имена в соответствии с собственными обычаями и правилами.

Мидия: Военное дело

 

midia12

Мидийский флот — это внушительная и очень грозная сила. По боевой мощи и размеру он сопоставим с флотом острова Тритон, и значительно больше, чем флот каждого из городов-государств минейского союза по отдельности (но меньше, чем объединенный флот Трех городов).  Почти весь личный состав военно-морских сил (в отличие от армии) составляют коренные мидийцы.

Основные силы флота – примерно 200 бирем и некоторое количество трирем, скопированных с аргосских, базируются в Солосе. Ещё как минимум по 50 кораблей, в основном бирем, базируются в Лектисе и Этике, образуя т.н. «крылья флота», соответственно левое и правое.

В армии Мидии, в отличие от флота, довольно значительную часть воинов составляют наемники. Постоянной армией страна обзавелась только во времена Дидоны Хилеты. Армия состоит из 20 различных подразделений плюс в каждом городе находится полк стражи.

Наиболее боеспособные, элитные войска Мидии, состоят из «Священной стражи» и «Царской стражи», главной обязанностью которых являются защита богов Бел, Эшмун, Танит и царицы Дидоны. В эти подразделения принимают только чистокровных мидян, они чрезвычайно дисциплинированны, привыкли сражаться в плотном строю, с длинными пиками и круглыми щитами, одетые в полные доспехи.

Три кавалерийских полка называют: Слоновий, Вермильонный (прим. пер.: «алый») и Индиго (два последних, по цвету их знамен, а также цвету седел лошадей). Все они также состоят из чистокровных мидян, среди кавалеристов служит множество сыновей благородных родов Мидии.

Прочие войска разделяются на две группы: «войска второй линии» преимущественно состоят из хетдамов и мидийцев незнатного происхождения. «Войска третьей линии» — наемники или иностранцы, обычно объединенные в подразделения по общности национальности или манеры ведения боя. Преобладают здесь хеттимы, тритониане, харибдийцы, умбрийцы и гиперореи. В то же время минейцев-наемников можно встретить сравнительно редко. Большая часть наемников выступает в роли застрельщиков, легкой пехоты или войск огневой поддержки.

Слоновий полк

Возможно, самой известной боевой частью мидийской армии является Слоновий полк, состоящий из примерно 80 специально обученных харибдийских слонов. Обычно атака слонов призвана либо проломить вражеский строй, либо разбить тяжелую кавалерию. Важно также, что гигантское бронированное животное крушащее все на своем пути, оказывает ужасный деморализующий эффект на вражеских солдат и до смерти пугает лошадей, заставляя их скакать назад и сминать собственную пехоту.

К несчастью, слоны отличаются крайне несносным нравом и южным темпераментом, поэтому их довольно трудно контролировать. На случай, если животное выйдет из-под контроля, у его погонщика имеется специальное средство – острый металлический прут, который он одним сильным ударом должен загнать в основание черепа слона, умертвив его. Это необходимая мера — слон, который перестал слушаться погонщика, становится опасен для своей армии более, чем для вражеской.

Каждый слон несет на спине небольшую башенку, в которой укрываются два лучника.

Слоны на поле боя

Используя правила для массовых сражений, необходимо учитывать, что боевой слон, в отличие от обычного, имеет боевой фактор равный 45 (а не 25).

Погонщик и лучники на спине слона, для простоты не рассматриваются в качестве самостоятельных воинов, а просто добавляют боевому слону специальные способности: Дистанционный бой и Меткая стрельба (учтенные 2 раза, т.к. лучников 2). Также боевой фактор погонщика (+5) добавляется к слоновьему, давая итоговый Боевой фактор = 50. Таким образом 20 мидийских слонов имеют Силу полка = 1000. Вот это действительно СИЛА.

Слон в бою!

Как вы знаете, правила массовых сражений нашей игры просты настолько, что некоторые даже называют их примитивными. Если просто взять нашего боевого слона и вставить его в сражение… ну, в общем, будет совсем не интересно. Как, например, отразить фактор «русской рулетки» в поведении слона – будет он слушаться приказов погонщика или обезумеет? На самом деле это просто:

В начале каждого боевого раунда, погонщик должен сделать проверку на Уклонение от опасности против числа 15, чтобы проверить, подчиняется ли животное его приказам (персонажи-мидийцы, которые могут добавить себе дополнительную профессию «погонщик слонов», окажутся в выигрышном положении). Если бросок провален, слон начинает творить различные непотребства – вставать на дыбы, носится как угорелый сбивая и своих, и чужих, попытается скинуть погонщика и т.п. Все это безобразие будет длится весь раунд. Погонщик может восстановить контроль над ситуацией в следующем раунде, повторив бросок. Если слона удалось успокоить, считается что весь раунд ушел на успокоение животного и соответственно, других действий в ходе него совершать уже нельзя.

Персонажи (игровые персонажи) находящиеся на спине слона получают несколько модификаторов, отражающих их положение: они могут атаковать в ближнем бою (и соответственно быть атакованными) только существ гигантского размера, зато их модификатор дистанционного боя против существ среднего и большого размера вырастет на +2, а ЭКЗ прибавит +2 против дистанционных атак.

midia14

Мидия: Религия и верования

Святая Триада

Так представляют себе Бела мидийцы

Так представляют себе Бела мидийцы

Если сравнивать с ошеломляющим количеством богов Хеттима, или даже минейского Пантеона, религия мидийцев может показаться простой и понятной как круглый щит. Хотя верования мидийцев происходят из тех религиозных представлений, что когда-то привезли с собой уроженцы далекой Кандарии, жители Южного берега сильно переосмыслили представления предков.

Сердце мидийской религии – образы трех божеств, Бела, Танит и Эшмун. Все вместе они известны как триада.

Бел – владыка вселенной, высший бог, бог неба, молний, грома и войны. Также он считается властителем и Подземного мира. Изображается в виде пожилого (около 60 лет) бородатого человека. Бел покровительствует аристократическим семействам Мидии, также это бог-покровитель Этики.

Танит — богиня луны, удачи, провидцев, урожаев, плодородия и земли. Изображается в виде пышной, прекрасной женщины среднего возраста (около 40 лет). В некоторых старых храмах и преданиях, её иногда сопровождают ещё две женщины-богини, Астара (богиня любви) и Ашера (богиня материнства), однако им не поклоняются каждой отдельно, и обычно рассматривают как разные аспекты одной и той же Танит. Богиня покровительствует Солосу.

Эшмун – бог солнца, молодости, искусств, исцеления. Обычно изображается как мужественный молодой человек, лет 20.

Поклоняются Триаде в общем храме, под одной крышей — этот обычай появился в течение последних веков, ранее каждый из богов имел собственный храм. Вообще, ритуалы мидийцев, с точки зрения остальных государств Мифики предельно просты и сдержаны. Несмотря на то, что в каждом городе есть крупный храм, большинство мидийцев не часто посещают их, предпочитая небольшие придорожные святыни или домашние алтари. Праздники в честь богов случаются несколько раз в год, но это практически единственные публичные проявления религиозности мидян.

Как появилась Священная Триада.

Жрицы Танит

Жрицы Танит

Первые мидяне, как и их предки – люди Эдона, почитали четырех богов: Ашеру, богиню земли; Астару, богиню любви; Бела, верховного бога неба; и Молоха, бога огня и смерти.

Дидона Элишата, первая царица Мидии, объявила поклонение Молоху вне закона. Некоторые положительные аспекты его культа со временем влились в существующий культ Бела, а самые мрачные и черные проявления – оставлены и вскоре забыты.

При Дидоне Амелле, второй царице, набрал силу культ Танит, по сути, обожествлённой царицы, небесной Дидо. Танит быстро вытеснила Ашеру и Астару, которые сперва считались её служанками, а затем, вовсе перестали существовать отдельно от главной богини.

Хотя Бел официально – верховный бог, большинство простолюдинов и хетдамов считают Танит главной богиней Триады. Она олицетворяет жизнь на земле, в то время как он – существование человека после смерти.

Эшмун, у эдонитов был весьма незначительным божеством, однако мидийцы «повысили» его до статуса верховного бога, в то же время, что и Танит. Это очень необычный бог – и врачеватель, и мудрец, и благородный герой, и одновременно с этим, на нем лежит печать ответственности за весь мир. Согласно одной из легенд, мир перестанет существовать, когда Отверженный бог (Молох) внезапно вернется и убьет Эшмун. Периодическое «глотание солнца» — служит божественным предвестником этого события (минейские скептики, лишенные фантазии, называют это просто «затмением»), однако, как солнце в итоге все равно восходит и освобождается от тени, так и Эшмун возродится и окончательно низвергнет Молоха. В новом мире без зла и тьмы, Эшмун станет повелевать над всем, выпустит из мира мертвых человеческие души и во всей земле наступит рай, а Танит и Бел признают его власть и мирно отойдут в сторону.

По крайне мере так легенды гласят.

Служители культов

Мидийских жрецов и жриц всегда можно опознать по бритым головам и босым ступням – в отличие от остальных мидийцев, они всегда ходят босиком. И жрецы, и жрицы носят серьги в обоих ушах (как символ подчинения божественной и царской власти), однако их одежда не отличается от одежды прочих граждан, за исключением нескольких деталей.

Жрецы Бела носят одежды пурпурного цвета, жрицы Танит – зеленого, а Эшмун – белого цвета. Кроме «обычных» священников, существуют также: высшее духовенство (только аристократы могут быть высшими священниками), слуги радости (храмовые прислужки, не только следящие за порядком, но и обеспечивающие эмоциональный и физический комфорт в тревоге и нужде), а также провидицы дидо. Последние – всегда женщины, которые знают секреты особых трав, благодаря которым могут впадать в пророческий транс.

Другие религии

Хотя почти все «чистокровные» мидяне, и большинство хетдамов, остаются преданными Святой Триаде, во всех городах страны можно встретить и храмы других религий, от Пантеона минейцев, до небесной иерархии Хеттима. На удивление гостей страны, местные не считают зазорным, по случаю зайти в храм другой религии и принести небольшую жертву богам.

К примеру, мидийский моряк запросто может перед очередным рейсом посетить местный храм Посейдона. Минейцы, конечно, сочтут такое поведение шокирующим и даже богохульным, однако в этом раскрывается традиционные мидийские черты – толерантность и уважение к другим людям и их культурам, а также прагматизм и здравое рассуждение, что помощь можно принимать из любых рук.

Единственный город Мидии, где поклоняются только мидийским богам и нет других храмов – Малиба. Над суровыми запреты, наложенные на его посещение не-мидянами (даже хетдамами) не властна даже всесильная царица. Нарушение запретов карается сурово – за оскорбление бессмертных, смертный может расплатиться только жизнью.

Божества и Чудеса

Минейцы считают, что Триада Мидии, это (как всегда) олимпийские боги, но с «южным налетом». Согласно этой теории, Бел это тот же Зевс, а Эшмун – тот же Аполлон. На счет Танит все немного сложнее или запутаннее?) – хотя она и отождествляется с землей, плодородием и урожаем (ну и кроме того, её изображают как весьма м-м-м… чувственную особу), что явно соотносит её с Деметрой, некоторые другие аспекты роднят её с другими богинями: Артемидой (лунный аспект) или Афродитой (любовный аспект), своеобразная «триада в триаде», как называют её некоторые ученые Трех городов.

Сами мидяне в таких богословских спорах участия принимать не любят – «все ваши богини, суть одно, независимо от того, как вы их называете» — говорят они.

Похоронные обряды мидян

"Место смерти" Мидии

«Место смерти» Мидии

Мидяне обычно хоронят мертвецов в земле, на больших общих кладбищах называемых «мотары» (букв., «место смерти»), как правило, находящихся на окраинах городов. Имена погибших и имена покровительствующих им богов высекают на надгробных камнях. Погребальные церемонии для аристократов и простолюдинов почти не отличаются. Два отдельных случая – смерть младенцев и цариц.

Цариц не предают земле, а помещают их тела в камеры похожие на пчелиные соты, гробницы в Малибе. Траур по царицам длится несколько недель, а обряды состоят из ряда церемоний, содержимое которых не особо афишируется. С младенцами дела обстоят не так – считается, что человек становится человеком тогда, когда начнет говорить, ибо именно речь отделяет нас от зверей. Как бы это не было печально, младенцы с этой точки зрения не являются «полноценными людьми» и их смерть не рассматривается как такая же трагедия, как смерть взрослого. Их не хоронят на кладбищах, а кремируют, а останки погружают в урны, хранящиеся в Тофете («место сжигания»).  Из-за этого чудовищного, с точки зрения иностранцев, обряда, о мидийцах идет слава как о «детоубийцах» и даже «пожирателях младенцев».

Сейчас в этом нет и капли правды, но надо признать – первые мидяне действительно приносили младенцев в жертву Молоху, пока его культ не был окончательно искоренен.

Культ Молоха

Отвратительный идол Молоха

Отвратительный идол Молоха

До нас дошли сведения о нескольких ритуалах поклонения Молоху, в наиболее древних из мидийских текстов. Изображали Молоха в виде бронзовой человеческой фигуры с головой быка. Идол был полым, разделенным на 7 частей, в каждый из отсеков размещали ритуальную жертву – хлеб, пару перепелок, овцу, барана, теленка, вола, младенца. После этого статую разогревали докрасна.

Название Молох, очевидно, связано с мидийским словом мильк (что означает «царь»). Пока не был уничтожен и заменен Белом, Молох бык покровителем огня, солнца и смерти. Некоторые ученые считают, что сам образ Молоха навеян Хамосом, первым горгонтавром Мифики. Менее убедительно звучат попытки связать Молоха с Тифоном, злым божеством Царства пустынь.

Говоря, что культ Молоха не уничтожен окончательно. Некоторые даже утверждают, что несколько благородных семейств Мидии тайно исповедуют культ злого бога, и плетут заговор с целью свержения династии ненавистных цариц и их Триады… Именно такие сплетни и способствуют появлению за морем рассказов о мидийцах, как о «поедателях младенцев» и «детоубийцах». Во всяком случае никаких практических свидетельств, подтверждающих истину подобных утверждении, нет и не было никогда (хотя, истинность этих слов целиком остается на совести ведущего игры, конечно же).

Мидия: История Южного берега

Миф об основании

Не смотря на разговоры о том, что первый город на побережье Мидии — это Этика, история страны начинается в 42 году Эры Магии, когда юная царевна Дидона сошла на берег безымянной бухты, в том самом месте, где в наше время возвышаются стены Солоса. Дидона была прекрасной и смелой представительницей царской династии Кандарии, в ту пору являвшейся столицей Эдона, государства на восточном побережье Срединного моря.

В эти края судьба занесла её не по собственной прихоти. Отец царевны – Маттан, повелел, что после его смерти на трон взойдут двое – Дидона и её брат Малион. Но подлый Малион узурпировал трон единолично и решил силой женить на себе сестру – в те времена, явление вполне обычное в Царстве пустынь, но не в Кандарии.

Дидона встала во главе стихийно вспыхнувшего бунта, и под страхом расправы, и гражданской войны, Малион отказался от своих притязаний на её честь, но Дидона гордо уступила брату царство, а сама, вместе с верными ей людьми, на девяти кораблях отбыла в странствия на запад. Они шли по морю пока не достигли берегов нынешней Мидии. Благодатное побережье пришлась по нраву царице, и вскоре здесь расцвел небольшой город-порт Солос, который за короткое время разросся до масштабов одной из наиболее влиятельных стран Мифики.

Тот факт, что Мидия была основана смелыми, гордыми, а главное вольными людьми – очень много значит для её нынешних жителей. Эти идеалы верны сейчас также, как и столетия назад, их не сломили ни нашествия завоевателей, ни бедствия, ни бег времени.

История Мидии разделена на 6 периодов: Золотой, Серебрянный и Бронзовые века – время независимости. Три периода завоевания страны: дважды Хеттимом и однажды, Тритоном.

Пророчество Четырех Возрастов Мидии

Саламба – первая провидица, жившая во времена Дидо Амеллы, и давшая царице, в то время бывшей в изгнании, одно из самых странных и пугающих предсказаний. Саламба поведала царице, что Мидия пройдет через 4 возраста-эпохи: золотой, серебряный, бронзовый и железный. Со вступление в железный век, Мидия возвысится до небывалых высот и вступит в страшную схватку с не уступающим ей по мощи врагом, результатом которой будет либо господство Мидии над всем миром, либо падение в такую бездну, из которой страна уже не выберется.

Как это обычно бывает – пророчество не говорит ничего ни о том, каким будет этот враг, ни о том, когда наступит время схватки. Разумеется, все это дает почву для многочисленных спекуляций, надежд, обманов и страхов.

Золотой век Мидии

(42 ЭМ — 110 ЭМ)

Дидона Элишат

Дидона Элишат

Дидона (эпитет «Элишат», означает «почтенная») была мудрым и просвещенным правителем, чье правление стало синонимом благополучия и процветания. У нее было четверо детей – старший сын Утипан, дочь Амелла, и дочери близняшки Лэйка и Дорка. В 67 году ЭМ царица официально объявила, что следующей правительницей страны станет старшая дочь – Амелла.

Многие представители аристократии были возмущены таким решением, ведь по всем законам, наследовать правление должен был Утипан. Царевич молча принял решение царицы, но исподволь стал готовить заговор. Пять лет спустя, Утипан со своими сторонниками захватил царский дворец и потребовал мать отречься от престола. Царица отказалась, и вместе с младшими дочерьми, предпочла позору смерть – сбросилась с горного утеса Мильцетпалы.

В течение следующих трех лет (72 ЭМ — 75 ЭМ), Утипан Узурпатор царствовал над Мидией и прославился такой жестокостью, что само его имя стало нарицательным, символом тирании и жестокости.

Тем не менее, вторая дочь Дидоны, Амелла, выжила и бежала в Малибу, где собирала верных сторонников. В 75 г. ЭМ, она выступила походом, сходу взяла город и пленила узурпатора. Утипан нашел свою смерть на том же утесе, что и низвергнутая им царица. С этого времени мужчина ни разу не занимал трон Мидии.

Дидона Амелла

Дидона Амелла

Амелла вступила на царствие как Дидона Амелла («материнская слава»), приняв имя матери, и сделав его именем-титулом всех последующих цариц. Она царствовала 21 год (75-96 ЭМ), её период правления это время полного подчинения мидийских земель Солосу, изгнанию или уничтожению харибдийских племен не желавших признать её власть. Дидона Амеллийская была первой царицей похороненной в царских усыпальницах Малибы.

Третьей царицей Мидии стала Дидона Афита («мудрая») за четырнадцати лет (96-110 ЭМ) её правления, Мидия стала полноценным государством: были установлены дипломатические контакты и приняты первые письменные кодексы законов.  Однако Дидона Афетская была последней правительницей Золотого века Мидии. Конец её царству положил царь-завоеватель из Хеттима, Юсеркафр.

Первая эпоха царей пустынь

(110 ЭМ — 206 ЭМ)

В 110 г. ЭМ, Юсеркафр с войском вторгся в Мидию. В течение шести месяцев, он занял большинство крупных городов, в том числе Солос. Серьезно больная к этому времени, Дидона Афита отступила в Малибу, где и умерла. Ханнат, стала четвертой царицей Мидии, царицей в изгнании.

Правление хеттимов было сравнительно мягким, мудрый Юсеркафр не стал менять уклад жизни людей, просто расставил на ключевых постах своих людей, и сделал это так грамотно, что для подавляющего большинства населения Мидии, ничего и не изменилось. Хеттимы, конечно, привнесли свои элементы культуры, свою религию, но не навязывали её мидийцам, и благодаря этому первое время недовольство не превышало приемлемого для завоеванной страны уровня.

Однако с приходом к власти царей Анкера II, а затем и Сахура II, обстановка изменилась. Уничтожались храмы, жрецы мидийских богов были изгнаны и преследовались, населению же пришлось потуже затянуть пояса – Хеттим повис на Мидии как пиявка и высасывал из неё все силы, ничего не давая взамен.  Терпению пришел конец, и когда в Солосе вспыхнуло восстание, оно тут же охватило все регионы страны. Захватчики были изгнаны, а дочери Дидо вернулись на трон.

Остров скрытых надежд

Расположение острова скрытых надежд (или «Тиквалута Мидиского») — наиболее тщательно охраняемый секрет Мидии, известный только царицам, суфиям Солоса , верховной жрице Танит и нескольким доверенным лицам. Три раза в истории Мидии он служил убежищем для Дидон разных периодов, где они смогли переждать смуты и опасности. Многие искали это тайное место, но пока никто не может похвастаться успехом. Все то о нем известно, так это то, что он расположен где-то в западной части Срединного моря.

Большинство мидян считают, что даже если бы секрет расположения острова и был бы раскрыт, попасть на него все равно не смог бы ни один чужеземец. Пояс Танит – сплошное кольцо густого тумана всегда окутывает Остров скрытых надежд, и корабль вошедший туда непременно разобьётся о скалы.

Говорят, что остров, хотя он и небольшой, это благословленное место, с обилием дичи, плодовых деревьев, и удивительно приятным климатом. Его местоположение открыла первым царицам Мидии провидица Нахомет. Во времена скорби он послужит тихой гаванью, но как только представится удобный случай, сами боги пошлют царице-изгнаннице предупреждение возвращаться домой, и горе той, что посмеет ослушаться. Дидона Махут («спящая Дидо») – пример того, кто посмел ослушаться воли богов.

Точно ответить на вопрос – есть ли в историях об Острове скрытых надежд хоть доля правды, не сможет никто.

Серебряный век Мидии

(206 ЭМ — 119 ЭМ)

Дидона Бория

Дидона Бория

Первая царица восстановленной династии Дидо, звалась Дидона Бория («Дидона Жирная»). Несмотря на столь нелестное прозвище (если воспринимать его буквально), время её правления (206-240 ЭМ) запомнилось потомкам как время восстановления величия страны, и окончательного изгнания хеттимов.

Однако, прагматичная и дальновидная, царила Дидона Бория разрешила тем из них, кто признает её власть, свободно селится в Мидии, не теряя при этом своей культурной идентичности. Этим она положила начало особой мидийской политике работы с этническими группами – ни она, ни никто после неё, не стремились навязать иностранцам своих богов, не заставляли их против воли «становится» мидийцами. Для страны, лежащей на перекрестке торговых путей, это было весьма своевременным и правильным решением.

Дидона Гарбет («Дидона Тихая»), её сестра, взошедшая на престол в 240 г.ЭМ и правившая до 277 года. Её правление не запомнилось чем-то особым. Затворницу, любившую днями напролет пребывать в одиночестве, вскоре сменила на троне дочь, Дидона Далет («Дидона Слабая»).

Две равно-не-великие царицы

Две равно-не-великие царицы — Дидоны Гарбет и Далет

Во время ее короткого правления (277-286 ЭМ), Мидии стали всерьез угрожать автократы острова Тифон. Их огромный флот появился у побережья, но вместо боя, царица решила откупиться. Тритониане с богатой добычей убрались восвояси… чтобы вернуться через год. В течение десяти лет они приходили и угрожали войной, а затем их корабли вновь шли на восток, нагруженные золотом и драгоценными товарами.

Народ Мидии обнищал, казна пустовала, и в один день, перед её дворцом собралась толпа горожан с требованиями об отречении царицы. Переворот был бескровным, Дидона сама сложила с себя царский венец, будто ждала этого события. Она умерла через семь лет, в полном одиночестве, живя уединенно и не желая вмешиваться в политику страны.

Дидона Хилета

Дидона Хилета

На престол вступила Дидона Хилета («Дидона Отважная»), дочь царицы, одна из величайших правительниц Мидии. Она правила с 286 года Эры магии, до 19 года Эры Героев. Её первым указанием, была отмена дани тритонианам, и автократы Ахарнии, ответили ей немедленным объявлением войны. Вскоре, войска тритониан высадились в дельте Хетта, на побережье Царства пустынь, и возле Лектиса, в Мидии. Произошло это в 288 г. ЭМ. Пройдя огнем и мечом по побережью страны, в 290 г., захватчики после девятимесячной осады взяли Солос.

Дидона Хилета бежала из столицы в Каркан, где принялась собирать армию, для освобождения столицы. Вышедшие на встречу мидийцам тритониане были разбиты на голову (291 г. ЭМ), а остатки их гарнизонов бежали по мере того, как армия Дидоны подходила к захваченным городам. Тритониане начали спешно собирать армию возмездия, однако их планам помешало восстание в Хеттиме, под предводительством Осириса и Исиды, а затем пришел конец и самим автократам. Завершилась Эра магии и настала Эра героев.

Во время её правления у Мидии появился мощный военный флот, а также, регулярная армия. Царица установила прочные дипломатические отношения с соседними странами, в первую очередь с Хеттимом, также как Мидия, возрождавшемся из руин. К сожалению, как покажет дальнейшее развитие событий, в Царстве пустынь её визит на высшем уровне оценили не как знак доброго расположения, а как знак покорности.

Радостная и Добрая царицы

Радостная и Добрая царицы

Дидону Хилету сменила Дидона Симехет («Дидона Радостная»), которая правила с 19 по 42 г. ЭГ, а затем и внучка – Дидона Хесет («Дидона Добрая», 42-66 г. ЭГ). Обе они царствовали с умом и во многом умножили завоевания матери и бабки. Мидия вступила в эпоху процветания и, пожалуй, более динамично развивающегося государства в то время нельзя было найти во всей Мифике.

Но вскоре, все изменилось. К концу царствования Дидоны Хесет, в 63 г., Мидия обзавелась первой зарубежной колонией Ходосир (букв. «новый город») на южной оконечности острова Амфисса, а также несколькими меньшими колониями на харибдийском побережье. На беду мидийцев, на северной оконечности Амфиссы, за три года до них, основали свою колонию, Агентос, жители синего Аргоса. Их козни, во время правления следующей царицы – Дидоны Семут («Дидона Леворукая», 66-93 г. ЭГ) привели в к росту напряженности между двумя государствами, а в правление Дидоны Марет («Дидона Горькая», 93-119 г. ЭГ), к военному столкновению Мидии и Аргоса, вошедшему в историю как «Амфисская война».

Несмотря на то, что флот Мидии был прекрасно оснащен и подготовлен, флот Аргоса был сильнее. Вдобавок, в скором времени к Аргосу присоединилась Гераклея… В 102 году жители осажденного Ходосира, изнемогая от голода и нужды, сдали город. Всех их минейцы угнали в рабство, а город перешел под аргосский флаг. Но худшее было еще впереди.

Объединенный флот Аргоса и Гераклеи сперва разбил флот Мидии у её побережья, а затем высадил десант. На том же самом поле, где мидийцы когда-то разбили тритониан, они понесли страшное поражение от минейцев, и вынуждены были просить мира. По условиям этого соглашения, 4 оставшиеся харибдийские колонии были разделены между победителями, а Мидия подписывала обязательство впредь не иметь заморских владений.

Последние дни царствия Дидоны Марет были временем смуты и беспорядков, вылившихся в 107 г. ЭГ, в вооруженное восстание в Этике. Неурожай, последовавшая за ним эпидемия, все это серьезно подкосило мощь государства, чем и воспользовался Менехмет I, царь Хеттима, начавший подготовку к масштабному вторжению. Этому способствовало и то, что довольно большой вес в обществе набрала партия, открыто призывающая Менехмета I к вторжению. В 109 году его войска перешли границу и заняли Телабр.

Однако окончательно похоронило возрождение Мидии другое государство – восставшая из пепла Ахарния внезапно рванулась к желанному южному побережью и в 118 г. ЭГ, флот тритониан вошел в гавань Этики, где был встречен недовольными нынешней властью с распростёртыми объятьями.

В следующем году пал Солос, Дидона Марет бежала в Малибу, где была отравлена суфиями, желавшими посадить на престол её дочь, Эбенет. Эбенет, однако, вместо того, чтобы принять предложение, предпочла удалится на Остров скрытых надежд. Серебряный век Мидии завершался безвластием, разрухой и оккупацией войсками сразу двух держав.

Эпоха тритониан

(119 ЭГ — 215 ЭГ)

Тритонианская оккупация длилась почти сто лет. Морским принцам было интересно лишь побережье Мидии, а то, что происходит в глубине континента, для них интереса не представляло. Малиба и Мавелех существовали, каждый, как независимое государство, Телабах по-прежнему находился в руках хеттимов.

Только в Этике (этот город стал на время столицей Мидии) тритониан воспринимали как своих. Другие города прибрежной зоны, а особенно Солос, терпели её скрипя зубами. Тритониане принялись усиленно насаждать свои представления о мироздании, о культуре, о религии (культ Посейдона, и его величественный храм в Этике, появились как раз в это время). Вдобавок, они нещадно закрутили гайки налоговой машины, и поборы со стороны оккупационной администрации вскоре превысили все допустимые пределы.

Конец господства тритониан был внезапным и полным. Их флот, величественный и грозный, был разделан под орех государством атлантов, едва только попытался выбраться в поиске новых колоний за пределы пролива Бронзовые Ворота. Новость об уничтожении армады быстро разлетелась по побережью Срединного моря, и уже спустя пару недель в Мидии и других государствах завоеванных тритонианами, вспыхнули восстания. Этика продержалась дольше других, оставаясь последним оплотом тритониан, но было понятно, что вскоре они уйдут и оттуда. В Мидии все ждали триумфального возвращения Дидо, но вышло совсем не так, как они надеялись…

Могила Дидо

За исключением Дидоны Махуты (и, конечно, Дидоны Эпет, нынешней царицы), Дидона Элишат – основательница Солоса — это единственная царица Мидии, не имевшая захоронения в Малибе. На самом деле, никто и не знает, куда делось её тело и тела двух дочерей, после падения с утеса. Одна из историй гласит, что сами боги вмешались в происходящее, и подхватив всех троих в полете, забрали с собой на небеса, откуда они до сих пор наблюдают за смертными.

Другая гласит, что верные слуги Дидоны захоронили тела, чтобы они не достались приспешникам Утипана. Сам Утипан, даже после мучительной пытки так и не смог дать внятного ответа на вопрос, куда делись тела матери и сестер. Со смертью Дидоны Амеллы, умерла и надежда узнать настоящую правду.

Однако, родилась и новая легенда: Дидона Элишат вернется в тот день, когда Мидии будет угрожать самая страшная из опасностей.

Сказание о Спящей Дидо

Спящая дидо

Спящая дидо

Дидона Махут («Дидона Спящая»), известная как «царица двадцати девяти дней», фактически правила лишь неполный месяц. Жители Мидии, после изгнания тритониан ждали, что царица вот-вот прибудет. Но время шло, а трон все ещё пустовал. Тогда Суфии Солоса послали послов к самой наследнице трона, и провидцам Малибы, прося их о подсказке – как поступать? Но провидцы молчали.

Между тем, были получены данные, что в царь Хеттима, Амункхет I собрал огромную армию в Телабаре и вот-вот двинет её на запад. Царица медлила – её совсем не привлекала перспектива управлять страной, в которой она до этого даже не была. Наконец, суфиям удалось убедить новую Дидо, и она отправилась в Солос. Это был недобрый час – армии Амункхета пересекли новую границу и двинулись на столицу Мидии. Её удалось усидеть на троне 29 дней, после чего Дидо не выдержала и бросив все, бежала на Остров скрытой надежды. Это повлекло за собой неминуемое возмездие – боги прокляли её, и какова её дальнейшая судьба, не знает никто. Одно известно наверняка – место в царской усыпальнице Малибы ей не сыскать вовеки.

Вторая эпоха царей пустынь

(215 ЭГ — 260 ЭГ)

Амункхет обосновал свое вторжение со святой простотой: дескать Дидона Хилета, во время посещения Хеттима, завещала его царям «присмотреть» за своей страной, если вдруг на ней настанут трудные времена. Страна, итак пребывающая в хаосе, была не готова к сопротивлению. Хеттимы взяли Солос, другие прибрежные города по пути, но не смогли взять Этику, которую обороняли не мидийцы, а тритониане. Последние, видя, как поворачивается ситуация, решили помедлить с отбытием на родину и даже усилили гарнизон Этики. Здесь хеттимская армия застряла на три долгих года.

Понимая, что такую мощную крепость не взять только с суши, Амункхет в 218 году начинает строительство флота, такого мощного, что сразу сделал бы Хеттим могучей морской державой. Тем более, что с недавним крахом имперских планов тритониан, в расстановке сил на море образовался своеобразный «вакуум», который и следовало заполнить.

За пять лет Амункхет, с помощью мидийских корабелов проделал огромную работу. На этот раз к Этике был направлен полностью оснащенный флот из современных боевых судов. Однако Амункхет не рассчитал сил, и решил убить двух зайцев разом – выбить тритониан, и щелкнуть по носу минейцев, отхватит у коалиций несколько островов. В 223 г. ЭГ, в морской битве у острова Серифос, флот Хеттима был уничтожен объединенным флотом Земли Трех городов, а в следующем году минейцы сами атаковали Хеттим, и сожгли верфи и пристани Птасиса, крупнейшего морского порта Царства пустынь. Во время правления преемников Амункхета, Сетамуна II и Нофрет, минейцы основали несколько колоний на берегу Мидии.

Постепенно, мидийцы вышли из состояния рабской покорности и даже то, что царица Нофрет, специально для усмирения Мидии прибавила к своему имени приставку Дидо, уже не могло изменить ситуацию. Сама Нофрет вскоре оставила трон и ушла в лучший мир, а в Хеттиме началась гражданская война. Мидия в очередной раз восстала и сбросила завоевателей и царица, на этот раз, была на своем месте.

Бронзовый век Мидии

(260 ЭГ — настоящее время)

Дидона Ханната

Дидона Ханната

Дидона Ханната («Дидона Милостивая», 260-288 ЭГ) стала первой царицей Мидии нового времени. Хитрая и умная, она воспользовавшись слабостью Хеттима, только восстанавливающего былую силу после прекращения гражданской войны, и тем, что минейцы были в то время заняты междоусобицей, и принялась ударными темпами наращивать военную мощь страны, подготовив отличную армию и боеспособный флот. Подписанный в 280 г. ЭГ между Мидией и минейской коалицией Конкордат, служил для неё дополнительной гарантией мира, и обоюдно выгодной торговли.

Дидона Гоба («Дидона Высокая», 288-326 ЭГ), ее дочь, долгое время боролась с аристократией из-за того, что существенно расширила права хетдамов-«полукровок» и позволила низшим слоям населения принимать более активное участие в жизни страны. Хотя она воплотила далеко не все из задуманного, Дидона Эпет («Дидона Справедливая») , её дочь, продолжила начинания, став последней на данный момент царицей Мидии.

нынешняя царица Мидии

нынешняя царица Мидии

Во время правления Дидоны Эпет, страна достигла пика своего могущества и процветания, и её уже при жизни сравнивают с величайшими царицами Золотого века Мидии.

Заключение

Мидия перенесла множество вторжений и долгое время жила под ярмом иноземной оккупации. Как феникс, всякий раз возрождаясь из пепла, эта страна ассимилировала и вобрала лучшее из чужеродных культур, сохранив при этом самобытность и красоту собственной культуры. Богатство, удачное положение, открытость и легкий нрав страны мидян делают её предметом зависти для любого просвещённого правителя.

Но не все так гладко – споры вокруг статуса хетдамов раскалывают мидийское общество, ставя под сомнение политику царицы. Несмотря на внешнее спокойствие и достаток, растет внутреннее беспокойство народа, вызванное закулисной политикой отдельных влиятельных личностей. Призрак нового вторжения, на этот раз умбрийского, замаячил на горизонте… Что ждет Мидию и дочерей Дидо дальше? Когда на смену бронзовую веку Мидии придет век железный? Славу или гибель предвещает древнее пророчество Саламбы? Это вопросы не для исследователя и историка, ответы на них могут дать только боги.

Мидия: Некоторые важные личности

Нынешняя царица Мидии, Дидона Эпет, пятнадцатый правитель Мидии. Царица не только обладает острым умом и харизмой, но также выделяется красотой и грацией. Она реализовала большинство смелых реформ, задуманных ещё её матерью, уравняла в правах мидийцев и детей от смешанных союзов, пользуется огромной любовью и поддержкой населения, однако нажила достаточно врагов среди представителей аристократических кланов из-за проводимой политики. Ей 45 лет, она в самом расцвете сил, и не собирается останавливаться на достигнутом.

Прекрасная царевна Софониба

Прекрасная царевна Софониба

Софонисба – дочь царицы. Ей всего 17 лет, но она уже успела вскружить головы многим вельможам и дворянам. Она не замужем («я пока не готова к браку»), но поговаривают, что у неё есть возлюбленный, и живет он не в Мидии.

Гисго Барка, нынешний глава дома Барка, пожалуй, самого влиятельного, и, конечно, самого богатого, из благородных семейств Мидии. В возрасте 49 лет, Гисго явно недоволен своим нынешним статусом и жаждет власти и признания. Он считает, что «глупые нововведения» царицы вредны для общества, и вообще, недолюбливает Дидону. Его главный политический союзник – верховная жрица Танит, Баттанит Адмага, сорока шести лет от роду. В прошлом, лучшая подруга Дидоны Эпет, Баттанит серьезно расходится с ней в политических взглядах, что и привело к их отдалению друг от друга.

Сакарбел Бибнисский – царский суфий, происходит из рода простолюдинов, ремесленников, занимавшихся ювелирным делом. Ему 35, он довольно популярен у народа, но не слишком умен. Сакарбел беззаветно предан царице и имеет глубоко укоренившуюся неприязнь к Гисго.

Народным суфием в настоящее время является Ханно Матанибела, 53-летний, пользующийся большим уважением, представитель класса аристократии. Ханно довольно слабая фигура в политических партиях, компромиссный кандидат «ни вашим, ни нашим», занявший эту должность в ходе ожесточенных дебатов в сенате, два года назад. Он старается понравится всем, но в итоге не может угодить никому.

Наиболее красноречивый оратор в сенате – Джерубел Бодешмунка, молодой (27-летний) глава одного из трех благородных семейств Этики. Откровенный противник царицы, Джерубел также презирает и Гисго, которого даже назвал однажды «напыщенным попугаем». Впрочем, Гисго о нем отзывается вообще, исключительно в непечатных выражениях.

Мидия: Отношения с другими государствами

мидия

Земля из трех городов

Мидия имеет довольно тесные связи с минейской цивилизацией, но неоднородные. Общность коммерческих интересов роднит их с Аргоссцами (хотя по той же причине, иногда возникают и очаги напряжения), а вот с Гераклеей, отношения хотя и сохраняют общий положительный тон, все же остаются довольно прохладными.  Связано это с тем, что гераклейцы до сих пор обвиняют мидийцев в несправедливом распределении колоний на их землях, в результате которого Аргос получил сразу два торговых поста, в то время как им не досталось ни одного. Афиняне поддерживают с Мидией дружеские связи, царь Афин, Фесеос, даже посещал Южный берег несколько раз во время странствий своей буйной юности. Ходят слухи, что отважный Фесеос даже состоял в романтических отношениях с нынешней царицей Мидии, но слухи, на то и слухи, что подтверждений им нет.

Хеттим (Царство пустынь)

В настоящее время, не смотря на обиды прошлого, отношения между двумя странами очень теплые. Во многом это связано с личной дружбой Дидоны Ипет и Небептаха II, нынешнего монарха Хеттима. Цари обоих стран просветители и реформаторы, имеющие много союзников, но и не мало врагов в своих странах, таким образом, их взаимная поддержка легко объяснима и понятна. Наследник Царства Пустынь, Нактанк дважды бывал в Солосе, и как говорят, влюблен в Софонисбу, юную мидийскую царевну. Гисго Барка – влиятельный дворянин и противник царицы, старается использовать эти слухи как предлог для того, что Дидона заключила тайное соглашение с хеттимами, об объединении двух царств после женитьбы детей царствующих особ.

Тритон

Нынешние отношения Мидии и Ахарнии такие же, как и в последние несколько столетий – напряженные. Тритониане не оставляют своей мечты – покорить Мидию, а учитывая соперничество Солоса и Этики – крупнейших городов Мидии, последний из которых явно тяготеет к Тритону, война, фактически, может случиться в любой подходящий момент, хотя её вероятность на словах, стороны оценивают, как «незначительную».

Умбрия

Мидяне и умбрийцы – народы антагонисты. Суровые милитаристы северного берега, с явными ксенофобскими замашками, будто бы созданы в насмешку над миролюбивым и открытым всему неизвестному людям южного берега. Однако, так как страны почти не имеют точек соприкосновения интересов, отношения между ними можно назвать нейтральными. Ситуация, правда, может в скором времени переменится – Умбрия с недавних пор также имеет довольно крупный флот, а её капитаны… мягко говоря, имеют склонность к пиратству.

Мидийцам не нравится и то, что умбрийские «купцы» подозрительно часто суют нос в явно не свои дела, и ведут себя не как мирные торговцы, а как шпионы – предвестники сил вторжения. Правда это или нет, но у Дидоны Ипет есть все основания смотреть на Умбрию с недоверием.

Харибдия и земли юга

Харибдийские племена разобщены и дики, никаких угроз с этого направления Мидия не ждет. А вот стигийская империя вызывает тревогу. Хотя за все время, Стигия наносила удары на восток в сторону Хеттима или запад, на харибдию, никто не поручится за то, что следующий такой удар не придется на север. Мидицы направляли посольства на юг, последнее из них ушло 25 лет назад, но с тех пор о нем не было и слуха. Сами мидийцы не испытывают не малейшего желания уходить дальше вглубь континента.

Земли солнца

Со странами востока, особенно тем, что было когда-то Эдоном, землей из которой вышли первые мидийские колонисты, складываются не лучшие отношения. «Двоюродные братья» с востока рассматриваются как нечистые на руку высокомерные дельцы, не брезгующие всадить в спину нож. Сами жители восточного побережья, исторически относятся к Мидии как к «взбунтовавшейся колонии».