Сайт рекомендован для аудитории 16+

О сайте "Штормовая башня"      Правила      Вопросы и ответы

Множество видов денег

Всё ещё уверены, что валюта подгорных гномов и диких племен соседнего континента - это одно и то же отчеканенное золото?


Что одному деньги, другому — мусор
Ночь была темной и ненастной. Дождь барабанил по деревянным ставням таверны, в то время как внутри двое товарищей делили сокровище. Они как раз вернулись из «урожайного» набега на логово орков. Когда собранный в приключениях урожай был поделен и рога для вина опустели, прозвучали краткие прощания, и товарищи расстались. Каждый из них уносил равную долю медных, серебряных, электриновых, золотых и платиновых монет. Оба добрались до своих далеких родных мест и немедля потратили большую часть сокровищ на снаряжение для грядущих битв.

Знакомо звучит, а? По какой-то причине, куда бы вы ни отправились во вселенной игры AD&D, вам всегда будут встречаться одни и те же деньги. Вы можете разжиться 100 gp на стихийных слоях и потратить их в Абиссе.

Вы можете ограбить короля Болериума и использовать новообретенные средства на уплату долгов в городе-государстве Ассисе.

Статья Дэвида Годвина «Сколько монет в сундучке?» из «Дракона» № 80 утверждает, что типичная монета весит 1,6 унций, имеет диаметр 1,5 дюйма, толщину 0,1 дюйма и объем 0,177 куб. дюйма.

Все это прекрасно, за исключением того, что многие люди полагают, что «типичный» означает «всегда».

Не все монеты именно такие, и можно даже сказать, что таких почти и нет. Статья хорошая (и я настойчиво ее рекомендую), но она полагает, что все, или, по крайней мере, большинство, монет Первичного Материального слоя сделаны из меди, серебра, электрина, золота и платины.

Для большинства людей это может звучать разумно, но для меня это звучит довольно странно. В реальном мире, равно как и в любом фэнтезийном, деньги — это вопрос жизни.

C использованием денег строятся храмы, ведутся войны и ликвидируются короли. Всегда есть что-то — печать, или особый дизайн, или просто подпись — что отличает настоящие деньги от «просто» золота (ну и, конечно, еще это помогает бороться с фальшивомонетчиками). Деньги могут быть похожи очень во многом, но не все деньги одинаковы. Деньги разнятся от страны к стране, от цивилизации к цивилизации.

Однако есть три основных аспекта денег, которые, помогая различать разные системы,связывают системы в более единообразный и, следовательно, простой взгляд на мировые экономики.



Первое свойство, позволяющее сравнивать монеты разных типов, это курс обмена. Самый простой способ им воспользоваться — установить «обменный курс», будь то целое число или дробь, привязывающий наиболее ходовую монету или доминирующую форму валюты к «золотому стандарту» gp.

С помощью этого метода можно управиться с ценами, сокровищами и трансакциями, выражая стоимость в золоте и наоборот.

Например, если обменный курс золотого «умпа» 0,5, тогда при покупке лошади стоимостью 25 золотых вам придется заплатить 50 умпа. Если персонаж щипнул карман, уведя лопатник с умпа на 15 золотых, вы просто делите стоимость в золотых на обменный курс, получая 15:0,5=30 умпа. Поначалу это может оказаться трудновато, но, попробовав раз-другой, вам понравится простота этой системы.

Второй аспект, реальная стоимость, это буквальная стоимость типа монеты по отношению к системе золотого стандарта. Другими словами, это ответ на вопрос: «Сколько бы это стоило, не будь оно монетой»? Если вышеупомянутые умпа в действительности были позолоченным свинцом, тогда их реальная стоимость резко отличается от относительной стоимости.

Третье, самое очевидное свойство денег, это физические характеристики. Размер, цвет, форма и материал — все относится к этой категории. Посмотрев на американский пенни и сравнимый с ним канадский цент, вы легко обнаружите, что они разнятся. Физические различия, даже совсем крошечные, служат одним из самых основных способов отличить одну систему от другой.

Деньги можно сделать почти из чего угодно материального. Американские индейцы, жившие на западном тихоокеанском побережье, вырезали мудреные узоры на морских ракушках и нанизывали их на леску, создавая прекрасные узоры, в то же время как некоторые лесные индейцы проделывали подобное с иглами дикобраза.

Такие бусы назывались «вампум» и служили деньгами в самом племени и за его пределами. Некоторые равнинные и лесные индейцы, при необходимости торговать с белым человеком, изготавливали одеяла и другие поделки специально, чтобы ими расплачиваться. Еда, лошади и припасы приобретались с помощью этих предметов, пока индейцы не начали использовать американские деньги.

Что приводит нас к вопросу спроса и предложения.

На некоторых островах южной части Тихого Океана для покупки товаров используют коров, свиней и прочий скот.

Когда капитан Кук высадился на Гавайях, островитяне заплатили ему двенадцать свиней за несколько гвоздей. Для капитана цена была глупой, почти возмутительной. Там, откуда он прибыл, гвозди были относительно дешевы. Однако на островах не было никакой руды, поэтому металлы были необычайно редки.

Необычное твердое вещество, привезенное этим странным белым человеком, было, пусть и вполне обычное для капитана, драгоценным для островитян.

Тот же тип ситуации может быть распространен в фэнтезийном мире, где цивилизованные знания почти не существуют за пределами общины.

Взглянув же на современный мир, мы увидим, что у каждой страны своя денежная система.

Доллар, иена, рубль и песо — все они из разных стран, и у всех у них разная стоимость, курсы обмена и физический облик, хотя у соседних стран, таких как США и Канада, иногда бывают похожие денежные системы, чтобы сделать деньги совместимыми и, следовательно, облегчить торговлю между двумя странами.

В моей кампании лесные эльфы в северных лесах нашли изящное решение «денежной проблемы».

Маленькие листья с церемониями собираются и отправляются в священный монетный двор, где окунаются в расплавленное серебро, благословленное жрецом высокого круга священников.

Серебро налипает и, по мере того как металл сжигает лист, принимает форму сжигаемого листа.

Деньги распространяются по местным приходам церкви и идут на покупку вещей для священников, тем самым «монеты» вводятся в оборот. Для ясности в вопросах размена монет и покупки вещей, каждый «лавр» равен трем сребреникам.

Город-государство полуросликов под названием Хджри использует денежную систему, основанную на маленьких колечках из сплава золота с серебром — синтетического электрина (а что, бывает природный? — пер.).

Каждое колечко стоит пять сребреников и нанизывается на кожаный шнур. Каждый шнур насчитывает сто колечек, и именно так полурослики считают свои деньги.

В карличьем королевстве на южной оконечности моего основного континента кускам бледно-зеленого нефрита придают форму шариков, каждый из которых стоит два золотых.

Такие монеты стоят гораздо дороже, чем каменья, из которых они врезаны, просто потому, что, как и в нашем собственном мире, они считаются дороже потому, что они деньги.

Но особо примечательна денежная система королевства Хоркамар. Сотни лет назад на предательских рифах острова, названного впоследствии Хоркамар, потерпела крушение мигрирующая флотилия темнокожих людей.

Они немедля открыли три из пяти оазисов широкого острова-пустыни и осели в них. Из-за высокой жары на острове было важным сохранять пищу, чтобы она не портилась.

После неудачных экспериментов с выпариваемой из моря солью были обнаружены обширные залежи соли совсем рядом с главным оазисом.

Позже жители обнаружили, что залежи были жилой солевой «руды», после чего открыли две других залежи. Соль стала основой торговли в новом островном королевстве.

Построили королевский монетный двор, и сотни телег с сырой солью потянулись с приисков. Особое внимание уделялось очистке соли, чтобы та становилась белоснежной и чистой. После ее спрыскивали минеральной водой и перемешивали, пока не получалось тесто.

После чего из солевого теста лепились кубики с ребром в полдюйма и ставились сушиться. Затвердевшие кубики покрывались слоем особого воска и штемпелевались королевской печатью Хоркамара.

После чего солевые кубики считались монетами и распространялись по всему королевству.

Когда богатым «солевым баронам» надоело таскать повсюду отдельные кубики, им пришла в голову великая идея — они предложили, чтобы правительство слегка изменило формулу воска, с тем, чтобы кубики можно было склеивать друг с другом.

Правительство поэкспериментировало в этой области — это сработало. Восемь кубиков, склеенных так, чтобы их печати были обращены наружу, стали основной денежной единицей Хоркамара.

У богатых людей есть «кошельки» — на самом деле это маленькие запряженные козлами тележки — в которых они носят деньги. Представители среднего и низшего классов обходятся без кошельков — у них не так уж много денег, чтобы не унести их в кармане.

Однако богачи начали жаловаться, как они любят делать, на громоздкость солевых кирпичей. Миллионерам приходилось иметь целый склад для хранения своих кирпичей. Конечно, это не было особой проблемой для миллионеров, но они все равно жаловались.

Также, чтобы жизнь малиной не казалась, начались подделки монет, что уменьшало стоимость подлинных, казенных кирпичей. «Новые и улучшенные» солевые кирпичи становились проблемой.

Поэтому правительство начало использовать совершенно новую денежную систему, названную «кирпноты». Первоначальная идея кирпнот заключалась в том, чтобы граждане хранили свои кирпичи в одном национальном складе, получая взамен расписку.

Расписка в любое время обменивалась на деньги и не замышлялась на роль валюты, но через несколько месяцев она ей стала. Правительство совершило ошибку, не поместив имя владельца на бланке, тем самым позволив любому получить деньги.

Сначала правительство пыталось остановить применение кирпнот в качестве денег, не принимая их в государственных учреждениях, но потом до них дошло, какая же это великая мысль на самом деле.

Таким образом были созданы первые бумажные деньги.

Королевский монетный двор начал убеждать граждан хранить все солевые деньги в складах и выпустил принципиально новые солевые купюры. Бумажная кирпнота стоила как кирпич из восьми кубиков, на ней даже изображался этот ныне устаревший кирпич вместе с замысловатой печатью Хоркамара, которой штемпелевалась кирпнота, становясь тем самым легальной.

Для меньших сумм выпускались меньшие кирпноты, называемые «кубиками». Каждая кубнота была размером в половину кирпичной, но стоила в восемь раз меньше. Были выпущенные и более крупные купюры, и система стала такой же сложной, как и те, что есть сегодня в нашем реальном мире.

Не все денежные системы будут, да и не должны быть столь длинными и подробными, как эта, но они должны по крайней мере демонстрировать работу воображения со стороны Хозяина Подземелья. (Да ладно, DM’ы творческие от природы, не так ли?) Каждый новый город или страна, куда попадут персонажи, должен дать им новые ощущения. Проблемы, связанные с покупкой припасов и наймом жилья, должны обычно решаться при помощи всеобщего любимца — менялы.

В «Руководстве Хозяина Подземелья» (стр. 90) сказано, что города не поощряют использование иностранной валюты. Текст предлагает, что при покупке товаров и уплате налогов, платятся дополнительные 5 % — за обмен. Это должен быть самый минимум, большинство менял берут минимум вдвое больше. Большинство людей считает менял жадными Шейлоками (тех, кого надо бить для спасения России. — Прим. пер.), взимающими безбожные проценты и обкрадывающими простаков, что не всегда истинно.

Меняла может иметь какой угодно тип личности, но любая работа должна приносить пропитание, вот он и взимает проценты за обмен валют.

Этот процент должен отражать, насколько легко вернуть деньги в соответствующую страну, и сколько всего денег было обменено.

Конечно же, менялы определенно откажутся менять фальшивые монеты. Хотя большинство монет используют сложные узоры, тонкую резьбу и замысловатые печати, чтобы предотвратить подделку, «чудные» деньги попадаются довольно часто.

Очевидно, чем сложнее изготовить монету, тем сложнее ее подделать. Необходимо это учитывать, когда разрабатываешь свою денежную систему.

Если три базовые свойства денег учтены, остается лишь нарастить на голый каркас детали, и остальное получится само собой. Ниже приводится список факторов, о которых надо помнить, создавая свою денежную систему.

Какие расовые преимущества используются?
Какие материалы доступны?
Какие материалы считаются этой культурой ценными?
Какие материалы считаются этой культурой сакральными или священными?
Какова будет стоимость валюты?
Как культура назовет деньги?
Как деньги будут выглядеть? (цвет, форма, размер)
Какие типы денежных систем используют соседние страны?
Каков будет обменный курс с соседними странами?
Конечно, это всего лишь общие руководства, с которых можно начать, либо помочь с творческим подходом к вашим денежным системам.

Как вы могли увидеть, в вымышленном мире даже создание денег может требовать творческого подхода. Местным менялам следует быть довольно важными фигурами во взаимодействии искателя приключений с обществом, и Хозяин Подземелья может прибегнуть к ним, дабы облегчить партию от избытка наличности, если в том возникнет необходимость.

Поэтому в следующий раз, когда вам понадобится немного колорита для расположенной по соседству приветливой норы с людоедскими сокровищами, смешайте монеты и валюты разных типов, и пускай партия пробует решить проблему.

Возможно, им даже придется отправиться в «родные» страны соответствующих монет, дабы потратить либо обменять их, и это может оказаться само по себе приключением!

Источник

Журнал «Дракон» №114, октябрь 1986

Автор: Дэвид С. Бэйкер
Перевод: Дрого
Статья опубликована в журнале «Ночная Ведьма» №6, январь 2009 г.