Опубликовано: 25.03.2015

 Записно Andrew Pearce со слов Анагносиса из Афин

   Уничтожает все кругом:
   Цветы, зверей, высокий дом, —
   Сжует железо, сталь сожрет
   И скалы в порошок сотрет,
   Мощь городов, власть королей
   Его могущества слабей.

(Древняя загадка сфинксов, старательно записанная минейским ученым Толкиносом1).

lim591Конечно это время. Время, жестокий пожиратель всего сущего. Время, строгий педант, ответствующий за смену сезонов и дат, величие и падение цивилизаций, мудрецов, бедняков и царей. Время, вечный судья, знающий, когда нужно снимать жатву, а когда бросать в почву семена, когда жить, и когда умирать.

Ещё древние, завороженные бесконечным бегом небесных тел и созвездий, научились находить связи и зависимости в движениях солнца и смене сезонов, сперва в самых общих чертах, а затем и в полне конкретных величинах – часах, днях, месяцах и годах.

Мы, минейцы, настолько привыкли к самому понятию «время», что даже не задумываемся о нем. Но как возник наш календарь? Кто дал названия месяцам? Как отмеряют бег времени в других странах? Я отвечу на эти вопросы в последнем из своих энциклопедических циклов, Альманахе Мифики.

  1. У некого Д.Р.Р. Толкиена, есть удивительно похожее стихотворение. Что поделать, мысли, как говориться, витают в воздухе.

Музыка Сфер

Ещё наши предки заметили, что несколько из небесных огней, движется, подчиняясь определенным законам, незыблемым, как сама природа. Их «танец» в небесах, подчиняющийся ритмам таинственной и непостижимой музыки сфер очаровал философов и мудрецов. Наблюдая за их перемещениям, они постигали законы мироздания, законы вечности. Всего, таких небесных странников было семь.

Брат Солнце и сестра Луна

Два из них, главнейшие, ответственны за смену дня и ночи. Они известны, как Гелиос (также Сол, или Солнце) и Селена (или Луна). Их сила настолько велика, что некоторые народы поклоняются им как богам. И даже минейцы, хотя и прекрасно понимают, что поклонение Солнцу и Луне – удел язычников, все-таки признают сильную связь, существующую между ними и некоторыми из богов, и более всего – с Аполлоном и Артемидой. Путь солнца по небу, от высшей точки — летнего солнцестояния, до нижней – зимнего солнцестояния, занимает 365 с четвертью дней 2. Этот великий природный цикл, именуется годом, а точнее солнечным годом.



Брат Сонце и Сестра Луна

Брат Сонце и Сестра Луна

Хотя метод измерения времени по ходу Солнца прост и логичен, в отдаленные от нас времена, ещё в Эру Мифов, большинство культур использовали календарь, основанный не на движениях великого светила, а на основе хода его загадочным сестры, великой хозяйке ночи – Луне. Наблюдательные пращуры заметили, что лунный цикл – путь от молодого месяца до полной луны, величина постоянная, и равная 29 с половиной дням3, или месяцу. Прим: далее автор немного углубляется в тему, почему солнце отождествляется с мужской, а луна – с женской сущностью, приводя байки про загадочное «проклятие Афродиты» связанное с луной, вернее её циклами, которому подвержены все женщины, но мы, с вашего позволения, их опустим.

    1. В «реальном мире» год составляет 365 дней, 5 часов, 48 минут и 46 секунд, этот «хвостик» в неполные шесть часов, дает нам «лишний» день каждый 4-й год, который называется «високосным». Однако на Мифике, повинуясь «Великому закону упрощения», «хвостик» составляет ровно 6 часов.
    2. Снова «Великий закон», т.к. настоящий месяц это 29 дней, 12 часов, 44 минут и 3 секунд.

Таким образом, на Мифике в данный момент можно встретить два метода ведения календаря – лунный и солнечный. Лунный календарь имеет существенный минус перед солнечным – он не позволяет видеть смену сезонов, что чрезвычайно важно для сельского хозяйства. Именно по этой причине, начиная с Эры Магии, солнечные календари почти вытеснили лунные. Впрочем, в матриархальных культурах, лунный календарь все ещё имеет крепкие позиции, а некоторые исследователи (если можно так сказать о Фемине Амазонской, например), настаивают, что единственным преимуществом солнечного календаря над лунным, является «навязывание мужского превосходства», «неспособность уяснить вещи сложнее, чем пивная кружка» и «патриархальный фаллоцентризм».

Минейский календарь

Месяцы года

Минейский календарь знаком, разумеется, всем минейцам, которые, впрочем, неплохо осведомлены и о том, как ведут отсчет времени другие народы. Их календарь – солнечный, однако отголоски прошлого, все ещё дают о себе знать, и потому, год делится на 12 месяцев, правда весьма условно соотносящийся с «настоящим» лунным – в каждом из них по 30 (Деметреон, Аресон, Аполлеон, Посейдеон)-31 (Гереон, Афродитеон, Афинеон, Гефестеон, Артемидеон, Гестеон, Гермеон) дней, кроме Зевсеона, последнего месяца, состоящего из 28 дней.

Двенадцать месяцев делятся поровну между четырьмя сезонами; каждый месяц назван в честь одного из 12 богов олимпийского пантеона, в какой-то мере отражая один из аспектов божества-покровителя. Начало года совпадает с началом весны.

Месяц Геры (Гереон): Знаменуя начало весны, это самое удачное время для заключения брака. Есть этому обычаю и практическое объяснение – войны начинаются обычно летом, после посевной, и многие молодые мужчины и женщины играют свадьбы, чтоб успеть зачать ребенка прежде, чем муж уйдет на войну, с которой, возможно, уже никогда не вернется. В «реальном» мире соответствует марту.

Месяц Ареса (Аресон): открывает сезон из шести месяцев, отданных любимому времяпровождению минейцев – войне. Аресон заполнен звоном железа, боевыми песнями и сборами в дорогу. К большому сожалению, войны однажды начатые, бывает очень трудно завершить в срок. Ну и разумеется, за пределами Земли Трех городов, особенно в таких странах как Гиперборея, люди могут воевать и круглый год.

Месяц Афродиты (Афродитеон): месяц плодородия, любви, отношений и радости.

Месяц Аполлона (Аполлеон): первый месяц лета, когда день длится больше ночи, и соответственно, посвященный Аполлону.

Месяц Афины (Афинеон): середина лета – время хорошей погоды, солнечных дней и изобилия. Однако также это и месяц жарких сражений, когда Афину поминают как богиню победы, и месяц назначений новых старейшин и членов политических собраний, что олицетворяет и другой аспект Афины – справедливость и мудрость.

Месяц Гефеста (Гефестеон): Самый жаркий месяц в году, посвященный, соответственно, богу раскаленных горнов и вулканов.

Месяц Деметры (Деметреон): начало осени, месяц великой жатвы, посвященный Деметре — богини Земли и плодородия.

Месяц Артемиды (Артемидеон): Месяц богини-охотницы. «Сезон войны» официально заканчивается, но в компенсацию за это, открывается «сезон охоты», также на шесть последующих месяцев.

Месяц Посейдона (Посейдеон): в последующие за Артемидеоном четыре месяца, не один нормальный мореплаватель не покинет порт и не отправиться в морское путешествие, потому что ждать милости от Посейдона в это время нельзя.

Месяц Гесты (Гестион): Приход долгих холодных ночей отмечает начало зимы, лучшему месяцу для почитания Гесты – богини семьи и домашнего очага. Некоторые темные культы, впрочем, считают покровителем этого месяца Аида, бога подземного мира.

Месяц Гермеса (Гермеон): Самый опасный и неподходящий для путешествий месяц, посвящен защитнику и покровителю странников — Гермесу.

Месяц Зевса (Зевсеон): Зевс, царь богов и бог царей, закрывает уходящий год, и конечно, таким образом, оказывается рука об руку со своей женой Герой, напротив, открывающей новый год.

Тайна пропавших дней

Зевсеон — месяц, посвященный владыке Олимпа имеет меньше дней, чем все остальные — 28.  Тем не менее, каждый четвертый год (обычно это года кратные четырем, например, 332 г. Эры Героев, 336 г.ЭГ, 340 г. ЭГ и т.д.) добавляет к Зевсеону по одному дополнительному дню, доводя их число до 29.

Есть много рассказов и теорий, пытающихся объяснить или оправдать этот странный факт. По мнению большинства ученых, Зевс просто забрал три дня из времени, чтобы на это время брать себе «отпуск», удаляясь на отдых куда-то за пределы мироздания. Ещё одна версия не менее любопытна – якобы давным-давно, в Эпоху мифов, Зевсеон состоял из 31 дня, в то время как месяц Гереон – из 28. Но Гера, однажды, толи в наказание за очередную измену, то ли выиграв очередной божественный спор, просто забрала 3 дня себе. А чтобы муж особо не злился, царственная богиня дала свое согласие на то, что раз в 4 года, в его месяце появлялся из ниоткуда один лишний день. «Милый, дело не в длине», хитро проворковала Гера, совершенно обезоружив царя богов этим аргументом.

  • ВЕСНА
  • ГЕРЕОН
  • АРЕСОН
  • АФРОДИТЕОН
  • ЛЕТО
  • АПОЛЛЕОН
  • АФИНЕОН
  • ГЕФЕСТЕОН
  • ОСЕНЬ
  • ДЕМЕТРЕОН
  • АРТЕМИДЕОН
  • ПОСЕЙДЕОН
  • ЗИМА
  • ГЕСТЕОН
  • ГЕРМЕОН
  • ЗЕВСЕОН

Дни недели

Минейцы, как и многие другие народы меряют время неделями, включающими по семь дней. Каждый день недели назван в честь одной из семи планет (Гелиос, Селена, плюс пять «меньших планет»), которые можно наблюдать с поверхности Мифики. Гелиос, Селена, Гераклон, Арго, Серифон, Финос, Протеон – в таком порядке небесные тела видны на небосводе, и в таком порядке они следуют друг за другом составляя дни недели. Пять дней-планет названы, как можно догадаться, в честь пяти великих полисов минейской или прото-минейской культур. По любопытной случайности, в «реальном» мире неделя тоже состоит из семи дней. При этом начало недели – понедельник, в минойском соответствует Селене, а воскресенье, соответственно – Гелиосу.

Некоторые религиозные культы придают особое значение определенным из дней недели. Например, последователи Ареса считают лучшим днем для почитания своего покровителя Гераклон, ученые считают, что лучшие идеи посещают их в Финос, посвященный Афине, приверженцы Гермеса не оставляют без молитвы Арго. Что уж говорить про последователей Аполлона, для которых Гелиос без сомнения – лучший дней для новых начинаний.

Но было бы ошибкой думать, что все культы следовать этой логике. Последователи Афродиты, например, не считают Селену чем-то особенным, в отличие от дней полно- и новолуний, вне зависимости от того, на какие дни они приходятся.

Названия планет

Любопытно, что существует две противоположные версии относительно названия планет. Основная гласит, что планеты названы в честь наиболее выдающихся городов-государств минейского мира, однако, при этом, как справедливо указывает Полибий Декелий, все пять планет были известны ещё прото-минейцам и соответственно имели эти названия ещё до основания Аргоса, Гераклеи и Афин. Следуя его выкладкам, можно придти к выводу, опровергающему устоявшееся положение вещей – не планеты названы в честь городов, а «поздние» минейские города, названы в честь планет. Хотя Полибий и не приводит неопровержимых доказательств своей гипотезы, она, тем не менее, имеет и своих сторонников.

Часовой казус

Минейцы – цивилизация очень просвещённая, но все же древняя, а потому лишенная таких точных приборов как секундомер. По этой причине, в разное время года, не только день и ночь, но и часы их составляющие, имеют разную длину.

Календари других культур

Минейский календарь широко распространен в тех местах, где живут общины минейцев, однако это не единственный календарь на Мифике.

Амазонки

Амазонки – сугубо матриархальная культура, чтящая превыше других богов Артемиду, богиню луны. Неудивительно, что в основе их летоисчисления лежит не солнечный, а лунный календарь.

Он состоит из двенадцати лунных месяцев, каждый из которых начинается с новолуния и потому, имеет чередующуюся длину: 29-30 дней. Соответственно амазонский год короче минейского и составляет 354 дня. Или ночи.

Названия месяцев, безусловно, не имеют ничего общего с минейскими (амазонки ненавидят не только мужчин-людей, но и мужчин-богов) и их точные названия, имеющие сакральное значение, известны только самим амазонкам, о чем они особо не распространяются.

Амазонки используют семидневную неделю, но их дни называются в честь одного из семи Великих Домов Амазонии, начиная со дня Антианеры – правящего дома, и далее по убыванию их значения в обществе.

Полнолуния и новолуния имеют большое религиозное значение, но не меньше почитаются и дни солнцестояния и равноденствия — в первую очередь, Весеннего равноденствия и Летнего солнцестояния, когда наступает время Обряда плодородия и других Священных Таинств.

В отличие от большинства народов, амазонки считают начало дня не с рассвета, а с заката.

Кентавры

lim593Кентавры используют простой солнечный календарь, вообще не имеющий месяцев и отдельных дней – 4 сезона: весна, лето, осень и зима – этого вполне достаточно. Хотя они отмечают и почитают дни равноденствий и солнцестояний (скорее это заимствованная у гиперборейцев традиция), но в то же время, не особо выделяют эти события в череде дней.

Для кентавров, Новый год начинается с весеннего равноденствия, что совпадает с минейским месяцем Гереон. Они не отличаются особой оригинальностью, и как и большинство других народов ведут отсчет времени наступления дня с восхода солнца.

Гиперборея

Гипербореи, как и кентавры, используют простой солнечный календарь делящий год на 4 сезона, без выделения отдельных месяцев. Дни равноденствий и солнцестояний являются чрезвычайно важными событиями, и их друиды имеют удивительно сложные средства для астрономических и других вычислений с помощью малопонятных для иностранца каменных кругов и других конструкций, производимых в эти дни.

Год начинается с зимнего солнцестояния, который приходится на минейский Герион.

Неделя включает сразу 9 дней, каждый из которых назван в честь одного из богов: Белена, Дану, Огмиоса, тараниса, Белисима, Дагда, Лира, Морриган и Горбаннон (только Рогатый бог остался без собственного дня).

Народы Кимвров и Туленов живущие в глуши, отмечают ход времени несколько иначе. У них есть всего два сезона: Время солнца и Время снега, один из которых сменяется другим во время равноденствий. Мало что известно о том, как они делят сезоны на месяцы, а недели на дни, да и занимаются ли вообще подобными вещами.

Харибдийцы

Нам очень мало известно о методах измерения времени в Харибдии, однако достоверно известно, что лунный цикл они предпочитают солнечному. Все время года делится на два сезона: Сезон засухи (примерно с начала Аресона и до конца Деметреона) и Сезон дождей (с начала Артемидеона и до Гереона). В разных районах этого края придерживаются и разных подходов к измерению продолжительности недель – жители северного побережья (возможно под минейским или мидийским влиянием) включают в них по 6-7 дней, но в джунглях юга, это время сокращается до 5 дней.

Харибдийцы боятся ночи и ведут отсчет дней с восхода солнца.

Царство пустынь

Цитата из моей предыдущей работы: «Ещё в незапамятные времена хеттимы разделили год на двенадцать месяцев, каждый из которых длится тридцать дней. Двенадцать месяцев делятся на три сезона: Половодье или акхет (время, когда Хет выходит из берегов и затопляет низины), Зима или перет (время, когда засевают землю), и лето или шему (сезон урожая). В конце каждого года есть 5 дополнительных дней, не принадлежащих какому-нибудь месяцу, и посвященных 5 главным богам (за исключением Тифона). Каждый четвертый год (високосный) к этим пяти добавляется шестой, посвященный богу хаоса».

Половодье, первый сезон, длится с Афинеона до Артемидеона. Зима – с Посейдонеона до Зевсеона, а лето – с Гереона и до Аполлеона. Месяцы называют просто: «второй месяц зимы», «первый месяц половодья», «четвертый месяц лета» и т.д. Каждый месяц состоит из трех недель по десять дней в каждой. Дни носят название свирепых чудовищ, обитающих на землях Хеттима: Феникс, Гриффон, Сфинкс, Гидра, Дракон, Мантикора, Пегас, Саламандра, Ашиба, Единорог.

Календарь Хеттима, возможно, самый старый календарь Мифики. Интересно, что жители Древнего Египта, места, прямо скажем, «похожего» на Хеттим, также добавляли «недостающие дни» к году, чтоб довести их общее количество до 365, но при этом не делали поправки на високосный год, из-за чего их календарь с каждым годом все меньше соответствовал истине.

Земли солнца

Календарь Империи Акаменов – разработан в давние времена жителями Хазарии, в последующем исчезнувшей с карты мира. Это дает ему все права, наряду с хеттимским, считаться одним из самых древних на Мифике.

Каждый месяц здесь состоит из пяти недель, каждая из которых включает по шесть дней. Эти шесть дней носят названия: День солнца, День луны, День огня, День неба, День воды и День земли – по названиям небесных светил и первичных элементальных компонентов.

Месяцы названы в честь богов древнего пантеона Хазарии. «Местный» год, здесь составляет 360 дней, то есть на 5 ? дней короче, чем реальный солнечный год. Каждые 6 лет «излишек» дней достигает цифры 31,5, и чтобы «нагнать время» вводится дополнительный, тринадцатый месяц. Эта мера, кстати, не позволяет полностью решить ситуацию, ведь «неучтенными» остаются ещё 1,5 дня. Однако жители Солнечных земель нашли выход и здесь – каждые 24 года в календарь включается дополнительная неделя, отмечаемая как великий праздник, которая и позволяет компенсировать «неучтенку» и привести реальный и местный календари в соответствие.

Новый год начинается с наступлением весны, неделя – с субботы. В «реальном» мире подобным календарём пользовались вавилоняне, шумеры и персы.

Мидия

Официально, мидяне пользуются тем же календарем, что и жители Солнечных земель, но с учетом многонационального состава населения этой страны, здесь можно встретить самые разные системы летоисчисления. Впрочем, сами минейцы неплохо разбираются в календарных премудростях иноземцев.

Особенно в ходу здесь минейский календарь, с недавних пор завоевывающий все большую популярность.

Протей

Возможно, самый древний календарь Мифики – протейский. К сожалению, мы очень мало знаем об этой системе летоисчисления, кроме того, что она была основана на лунных циклах, и включала семидневную неделю.

Тритон

Календарь тритониан в точности повторяет минейский, кроме того, что каждый из дней носит название одного из семи правящих домов Ахарнии. Месяцы называют просто: «первый месяц», «второй месяц», «третий месяц» и т.д. Первый месяц года является эквивалентом Гереона.

Умбрия

Календарь умбрийцев идентичен тритонианскому, но с одним важным отличием – вместо семи дней, их неделя включает только пять. Называются они, соответственно, по именам пяти царств Умбрии. Есть сведения, что в древности предки умбрийцев пользовались традиционным 7-и дневным календарём, но в самом начале Эры Героев отказались от старого счета, чтобы в очередной раз продемонстрировать свой «особый путь», по сравнению с восточными соседями.

Атланты и Сибариды

Календарь атлантов сложен и малопонятен. Как предполагают ученые, он создан с помощью математического синтеза солнечного и лунного циклов и судя по всему очень точен. Считается, что адаптированный и упрощенный календарь атлантов используется в Сибарисе, бывшей колонии Атлантиды.


Перевод: Александр Мэлфис К. Фролов