Опубликовано: 01.01.2017

Примечание: все что рассказано в этой статье ужасно и заслуживает всяческого порицания. Если вы являетесь особо впечатлительный натурой или обладаете слабой психикой — прошу далее не читать и вообще забыть о настольных ролевых играх, а также истории человечества и т.п. вещах.

Знаете, что в Древней Греции, а также на севере Европы, рабам запрещалось дотрагиваться до весел на корабле? Это была привилегия сильных и свободных людей, таких, которые сами выбирают свою дорогу и судьбу.

Хотя это звучит совершенно не политкорректно, но на Мифике, являющейся отражением нашего мира в древности, процветает рабство. Пожалуй, нет такого региона, где все без исключения люди были бы свободными и уважали свободу других людей – и жители Земли Трех городов и варвары Гипербореи и черные амазонки Харибдии, все они прекрасно знают сколько стоит раб, где его можно купить и как потом использовать.

Как к этому относится, играя в игру? Также, как относитесь, читая любую историческую книгу – вы можете и в мыслях не допускать такое явление в реальной жизни, но в то же время четко осознавать – реальный мир и мир вымышленный, «книжный», живут по разным законам.

Сами жители Мифики также относятся к рабству по-разному – одни горячо протестуют против угнетения одними людьми других, другие напротив, не менее горячо выступают за это («это естественный ход вещей»).

В этой статье я не хочу заниматься этическими вопросами, а остановлюсь на практических, постаравшись вкратце изложить сами причины рабства, а вернее, понять – почему одни люди живут свободными, а другие нет. Для этого, попробуем вникнуть в те причины, по которым люди теряют свою свободу.

Рабство и игровые персонажи

Ваши персонажи в игре – герои, а не простые смертные. Хотя они являются частью игрового мира, как люди прогрессивные, к тому же свободные и вольные, они относятся к рабству резко отрицательно (хотя и без чтения нотаций). Это подтверждают и игровые правила – хотя герои могут привлекать последователей и нанимать слуг и солдат – про собственных рабов там нет ни слова.

Кто может стать рабом?

Кто угодно. Дети рабов, военнопленные, разорившиеся крестьяне, их хозяева, преступники, нищие и цари. Раб всецело принадлежит хозяину – он делает что прикажут, может быть продан или даже убит (у некоторых варварских народов) по воле хозяина и не может претендовать на заступничество со стороны государства или какого-бы то ни было суда.



Рабы – не однородная масса униженных и обездоленных (именно поэтому восстания среди них редки). Одни живут не лучше домашней скотины, другие ходят в шелках и золоте и порой сами имеют рабов – тут все зависит от личности и нрава хозяина. Отношения к ним также сильно отличается – если работника с полей хозяин может порой проучить очень жестоко, то образованный раб – учитель, писец, оратор стоит так дорого, что хозяева вынуждены заботиться о них и беречь как драгоценность.

Резко различно отношение к рабам и в разных городах – где-то рабство рассматривают как своего рода исправительные работы, и раб лишь немногим меньше гражданина в правах, к тому же способен выкупить себя, выполнив определенные условия. Где-то, к ним относятся не лучше, чем к простым вещам по типу трости или плуга.

В целом, если рассматривать землю Трех Городов, как оплот цивилизации Мифики, можно сказать, что рабы здесь живут не многим хуже, чем обычные крестьяне – они работают на хозяина за еду и кров, но могут быть выкуплены и стать свободными людьми, если удастся собрать достаточную сумму. Общины здесь осуждают убийство или жестокие телесные наказания рабов.

Рабы и свобода

Три пути получить свободу – быть выкупленным и восстановленным в правах («цивилизованные» земли), попасть в царское войско и выслужить свободу (в основном практикуется на востоке или на севере), бежать и стать вне закона. Последний путь весьма соблазнителен, но по понятным причинам, весьма и весьма опасен.

Впрочем, «свобода» здесь также весьма относительное понятие – хотя для большинства рабов их перемещения жестко ограничены волей хозяина и кнутом надсмотрщика, для меньшинства «счастливчиков» (если их можно так назвать) – специалистов и образованных рабов, такого строгого контроля нет. Им даже позволено вести частную практику (например, для врача или преподавателя), правда все деньги от этого идут в карман хозяина и в меньшей степени, на оплату «долга» раба.

Является ли в этой связи «свободным гражданином» солдат, которого военачальник может отправить в любую точку мира или не задумываясь «пустить в расход» — вопрос открытый.

Хозяева – кто они?

Рабы могут принадлежать как любому свободному гражданину, так и непосредственно государству. Число их зависит от благосостояния хозяина, но известно, что практически все циклопические постройки современности – гигантские акрополи, пятидесятифутовые статуи и мощенные дороги, изготовлены руками многих тысяч рабов, конечно же принадлежащих государству.

Цари и знать имеют множество личных рабов – слуг, музыкантов, конюхов и даже стражей. Знать попроще редко обходится больше чем парой слуг и «по совместительству» — охранников. Простые люди обычно не держат собственных рабов, но общины городов и сельских угодий имеют «общих», которые трудятся на полях, поддерживают в чистоте город и выполняют другую «пыльную» работу.

Для нужд армии рабы также не заменимы – кто-то должен нести вспомогательную службу, следить за чистотой доспехов и остротой мечей.

В целом, рабы имеют такое значение в жизни государств древности, что просто взять и дать им «вольную» — означает похоронить само государство. Число рабов значительно – если взять всех, без учета того – общий раб или частный, чернорабочий он или специалист узкого профиля, то в среднем полисе их число может составлять 1/2 от числа свободных граждан.

Забота владельцев о рабах сводится обычно к тому, что последние обеспечиваются какой-никакой одеждой и пропитанием. О медицине и других «благах» цивилизации им остается только мечтать. Конечно «ценные» рабы (ученые и специалисты) находятся в лучших условиях, но в случае провинности наказаниям подвергаются все без разбору. Вызвано это даже не столько «кровожадностью» хозяев, сколько привычкой держать «живой товар» в покорности и не позволять поднимать голову.

Чем занимаются рабы?

Независимо от того, чем раб занимался «в прошлой» жизни, в текущем состоянии он должен делать то, что приказывает хозяин. Чаще всего востребованы простые рабочие, наложницы, слуги, крестьяне, ремесленники, артисты, солдаты, учителя и гладиаторы. Об них мы и поговорим далее.

Артисты

При царских дворах и у знати очень ценятся умные, талантливые рабы, владеющие искусством игры на музыкальных инструментах, пением, сложением стихов или танцев. Резчики по кости и камню, художники и другие люди искусства, среди которых порой попадаются истинные гении, также всегда в цене и цена эта очень высока. Как не странно – артисты одна из очень рисковых профессий – понятия о красоте у всех разные, и за одно и то же выступление, от некоторых хозяев можно получить палкой по голове, а от других – заслужить свободу!

Наложницы

Красивые рабы – мужчины и женщины часто становятся наложниками. Их задача проста – радовать взор хозяев. Хотя жизнь наложников нельзя назвать слишком уж тяжелой, но такие рабы имеют весьма быстро теряют ценность (красота не вечна), и рассматриваются владельцами как обычные безделушки, которые приятны, но легко заменяемы при утере. Бежать или стать чем-то больше, чем простой раб наложники не имеют никаких шансов. Стоимость красивых рабов может быть очень высокой и встретить их можно лишь у знати и царей.

Ремесленики

Ремесленникам живется лучше, чем простым труженикам на полях – по сути от них требуется просто хорошо выполнять свою работу – обжигать горшки, печь пироги и ковать мечи. Хорошие ремесленники ценятся также как художники и поэты и всегда приходятся ко двору любого правителя. Многие ремесленники принадлежат государству или знатным купцам и объединяются в громадные цеха, где работают сразу сотни мастеров.

Слуги

Домашняя прислуга нужна не только царям, но и любому, кто может позволить себе купить помощника. Уборка, обязанности привратника, кухарки, няни, управляющего поместьем – услуги, оказываемые владельцам рабами этой категории очень обширны и сильно различаются. Некоторые владельцы так привязываются к своим слугам, что, не смотря на принадлежность к рабскому сословию, используют их как доверенных лиц и не продадут не за какие деньги.

Крестьяне

Каждый город и община имеют обширные поля сельскохозяйственных угодий и стада животных, позволяющих кормить местное население и торговать с соседями. Неудивительно, что рабы здесь востребованы чрезвычайно и вместе с тем, имеют самые отвратительные условия жизни и содержания. Целыми днями проводя время на полях, открытые всем ветрам, под изнуряющими лучами солнца, они вскоре становятся мало похожими на людей, щеголяя в лохмотьях, а то и вовсе нагими.

Рабочие

Жизнь рабочих мало отличается от крестьянской. Занятые на стройках «государственной важности» они возводят бесчисленные крепостные стены, копают рвы, строят памятники архитектуры, которыми и через столетия будут дивиться потомки. Большая часть таких рабов принадлежит государству и неудивительно – прокормить такое количество ртов больше никому не под силу.

Гладиаторы

Поединки тренированных воинов в диковинном снаряжении неизменно пользуются успехом у публики. Сюда годятся не всякие рабы – в основном преступники и люди имеющие воинское прошлое, в идеале – варвары из далеких земель, Гипербореи или Харибдии. Гладиаторы пользуются любовью толпы, хозяева оберегают их как ездовых лошадей, но каждый из них рано или поздно находит смерть на арене.

Ученые и знатоки

Иногда рабы бывают штучным товаром – это всевозможные ораторы, ученые, знатоки мистерий и древних наречий и даже философы. Каждая история такого человека – необычна, ценность – слишком велика даже для аристократии средней руки, а любой царь или знатный вельможа был бы рад такому приобретению. В основном они не связаны путами и пользуются относительной свободой, однако и им иногда случается попасть под горячую руку хозяина.

Такой раб имеет одно важное отличие от свободного человека – он может быть посвящен в различные тайны без риска передать важнейшие сведения в чужие руки.

Солдаты

Рабы – не лучшие солдаты, но в критические для государства времена, когда армия разбита, а собрать в короткий срок новую не представляется возможным, положиться больше не на кого. Рабам-солдатам обычно объявляется полная амнистия в случае победы и возможность стать свободным человеком. За такую награду, вчерашние рабы, готовы жертвовать жизнями и проявлять чудеса храбрости.

Армии, состоящие из одних рабов слишком ненадёжны и даже опасны, поэтому из их формируют только отдельные отряды, где офицеры — это скорее надсмотрщики, чем военные. Из таких отрядов формируют «заслоны», которые выставляют их на острие вражеской атаки, или как вспомогательные легкие войска застрельщиков, изматывающие противника в битве.

Восстания рабов

Иногда рабы восстают против своих хозяев… Чтобы самим стать хозяевами. Такие восстания сравнительно редки, но не от того, что рабская доля не такая уж и плохая, а от того, что рабы слишком плохо организованы и слишком разные. Подневольный крестьянин, ремесленник или философ – как вы думаете, поймут они друг друга? Нет.

Восстают обычно не «все вдруг», а отдельные связанные группы, причем не слуги, наложники и артисты, а «военные» рабы – отряды набранного войска, гладиаторы. Иногда восстания происходят в «спаянных» коллективах – таких как крупный ремесленный цех или строители важного объекта. Если дать такому очагу открытого огня бушевать хотя бы пару дней, он неминуемо превратиться в большой пожар, вовлекая в участие тысячи рабов всех «профессий». Поэтому восстания власть имущие стараются подавить в зародыше, не давая ему набрать силу.

Войны с рабами обычно беспрецедентно жестокие – рабы не испытывают жалости к бывшим хозяевам, а хозяева вообще не принимают восставших рабов за людей, относясь к ним как к бешеным собакам.

К проигравшим (а это в основном рабы) нет жалости – победители изводят их буквально под корень, так жестоко, чтоб другие видели всю бесплодность попыток любых восстаний.

Успех рабского восстания целиком зависит от быстроты действий – если сплоченной группе рабов удастся разбить местные отряды обороны (как правило также слабо вооруженные и обученные) и быстро уйти в дикие земли или (для варваров и иноземцев) – в родные места.

В изолированных колониях и дальних форпостах, где возмездия можно и не дождаться, успех рабского восстания может привести к образованию нового государства. Но в «метрополии», ни о каком успешном сопротивлению регулярной армии можно и не мечтать – практически всегда такое столкновение приводит к краху восставших.

Беглые рабы

Большинство рабов, которым удалось бежать – это сельские рабы. Из города бежать намного труднее, кроме того, чаще всего такой побег вообще невозможен без подкупа стражи и помощи извне.

Беглые рабы представляют серьезную опасность – бежать им особо некуда, за их головы объявлена награда, никто из свободных граждан (в здравом уме) помощь им оказывать не будет. Соответственно рано или поздно они ступают на дорогу разбоя и начинают терроризировать округу сбиваясь в ватаги.

Так как терять им нечего, они порой ведут себя как дикие звери и очень опасны. Впрочем, далеко не все беглые встают на путь разбоя – выбрав укромное место они могут жить небольшими общинами, прибиваться к бродячим пастухам или деревенькам рыбаков и не попадаться на глаза стражам порядка.

Беглые «местные» преступники и должники находятся в самом неудобном положении – в отличие от «варваров» и военнопленных, им действительно некуда бежать.

Деревни и поселения беглых редки, но встречаются в удаленных закоулках многих стран. Они как правило состоят из времянок – землянок или палаток и хорошо укрыты от посторонних глаз. Жители таких поселений имеют несколько укромных троп или даже подземных ходов, позволяющих им выходить и входить, назад не демаскируя основное поселение. Рабы всегда выставляют стражу, имеют систему паролей и особых знаков понятных только посвященным.

Деревни рабов расположены так, чтобы сама природа помогала в их обороне – взять такое поселение штурмом будет трудно даже для подготовленных бойцов. Ямы-ловушки, частокол, стрелки на замаскированных площадках-лежбищах будут здесь непременно.

По слухам, существует по крайней мере несколько несвязанных между собой организаций, состоящих из беглых рабов, которые не только регулярно поставляют «свежую кровь» для преступного мира, но и занимаются помощью своим соплеменникам или друзьям, оставшимся в неволе.

Учитывая, что рабы иногда имеют доступ к самым строго охраняемым тайнам (маршруты караванов, место хранения золота в богатом доме, и это, не говоря о настоящих государственных тайнах) – со смелым и решительным человеком во главе такой организации, общество беглых рабов может стать весьма существенной теневой силой. Выход на такие общества – мечта для шпиона любого иностранного государства.

Как сражаются рабы?

Как уже говорилось выше – рабы плохие вояки. Среди них почти невозможно встретить людей, разбирающихся в военном деле, а немногие гладиаторы и варвары – скорее мастера индивидуального боя, чем выдающиеся полководцы.

В игре рабы условно могут быть разделены на «боевых» и «мирных» — характеристики последних такие же как у мирных жителей, у «боевых» как у варваров и разбойников. Панцири, щиты и шлемы у рабов встречаются редко (как трофеи, но всегда немного), оружие – первое, что удастся достать.

В сражении восставшие рабы ведут себя подобно зверолюдям – всегда атакуют ордой и при первом же серьезном столкновении проваливают мораль и бегут.

Среди персонажей-рабов можно встретить представителей большинства классов, однако среди них не будет магов – попробуйте взять в рабство колдуна или элементалиста и вы поймете, о чем я говорю. Впрочем, возможно маги и встречаются, но только «законспирированные», ничем себя не выдающие, подосланные специально силами другого государства или одной из организаций рабов.

Работорговцы

Естественно рабы не приходят к хозяевам сами. Иногда их приводят в качестве пленных после удачной военной кампании, иногда рабством их карает суд или решение общины, но есть и ещё один путь – самый грязный и неприятный. Даже несмотря на то, что рабство в древности было явлением привычным, к работорговцам во все времена относились со страхом и неприязнью.

Эти безжалостные люди – охотники за головами, они специализируются на «особом» живом товаре. Предпринимая экспедиции в далекие земли, они привозят только экзотических рабов – чернокожих людей Харибдии, светловолосых северян, а иногда, как говорят – даже золотоглазых атлантов!

Работорговцы похожи на пиратов и их легко спутать – и те, и другие часто выполняют «работу» друг друга, но, если пираты скорее заинтересованы в добыче в виде золота, работорговцев привлекает живой товар.

Как бы это не звучало – сами работорговцы такие же смертники, как их жертвы – за головами охотников за головами, идет настоящая охота. Их единственная возможность выжить – держаться вместе и устраивать свои базы там, куда незамеченной не пробираться ни одна жива душа. Все работорговцы имеют особые татуировки, позволяющие им находить друг друга и никогда не могут выйти «из дела» — эти же татуировки будут их «черной меткой» в обычной жизни.

Работорговцы сами не торгуют рабами, а лишь поставляют их перекупщикам (и иногда служат надсмотрщиками). О том где находятся их базы, куда идут корабли и вообще, особенностях своей жизни и профессии, они не распространяются.

Как можно использовать полученную информацию?

Конечно для создания приключений. Думаю, внимательные (да и не внимательные) ведущие найдут в этом материале массу зацепок как для мини-столкновений, так и для полноценных приключений.

Невольники могут выступать здесь как хорошими, так и плохими парнями – от злобных разбойников, устроивших тайное логово в лесу, до гордого сына вождя одного из племен, за свободу которого отец-ярл не пожалеет золота.

Вы можете использовать идею с «тайными обществами рабов» для того, чтоб создавать или раскрывать заговоры. Можете расследовать загадочные похищения людей, которые выведут на след работорговцев, а то и прорываться с боем на их укрепленную базу, во главе целого флота из утлых каноэ харибдийских дикарей, которым надоели рейды охотников за головами.

Быть может именно с помощью ваших героев Мифика в конечном итоге станет лучше и очиститься от скверны рабства? Кто знает.

Автор: Александр «Мэлфис К.» Фролов. Источник: на основе книги Slave Tribes (AD&D2: Dark Sun)

Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте и будьте в курсе всех изменений.

Правила перепечатки материалов.